ШАРЛОТТ ЛОМА-ФАРЛИ, корреспондент RT: Сегодня мы пообщаемся с Александром ХлопОниным, полномочным представителем президента на Северном Кавказе. Спасибо большое. Первый вопрос: какими будут ваши первые шаги на этом посту?
АЛЕКСАНДР ХЛОПОНИН, полномочный представитель президента на Северном Кавказе: Мне кажется, что сейчас пока преждевременно говорить о конкретных шагах, но первое что я буду делать – это впитывать информацию. Главная задача с этой точки зрения – путешествовать по округу и увидеть все территории, все республики, встречаться с людьми, выслушивать их, прочувствовать реальную ситуацию в экономике, увидеть, что происходит. Только после этого я смогу сделать конкретные выводы.
Единственная проблема состоит в том, что у меня очень мало времени, что означает, что я должен это делать быстро, но я сделаю все что в моих силах. Так что первый шаг – ознакомиться с ситуацией.
Я не намерен делать Северный Кавказ регионом, который еще больше выделяется. Наоборот, надо как можно быстрее его интегрировать, сделать все, чтобы жители Москвы, Красноярска, Санкт-Петербурга и других городов хотели поехать на Кавказ – на каникулы, развлечься, по работе или бизнесу. Чтобы они хотели вкусить этой культуры и этих традиций. Я не хочу превращать Кавказ в отдельно стоящий изолированный регион. Такая концепция – большое заблуждение.
- На Кавказе своеобразный менталитет, какие проблемы это может вам создать на вашей новой должности?
- А назовите не своеобразный регион в России! Я много лет проработал в Сибири. Вы думаете, что Сибирь не своеобразный регион?
Именно потому президент Медведев дважды об этом говорил – как на встрече, так и в своем обращении – Кавказ, являясь одной из богатейших, красивейших, старейших территорий России на сегодняшний день находится в сильнейшей депрессии. Разумеется, у этого есть как объективные, так и субъективные причины. И конечно, негативные аспекты депрессии региона связаны с коррупцией и неэффективным растрачиванием правительственных средств. Это не создает благоприятных условий для инвестиций и развития тех отраслей, которые там развивались исторически и могли бы активно развиваться дальше.
Так что, с одной стороны, там есть конкурентоспособные преимущества, а с другой – на сегодняшний день там есть проблемы и конфликты, которые в значительной степени связаны с историческими событиями – такими как войны, военные конфликты и так далее.
Я осознаю, что некоторые вещи региону присущи, что есть местные особенности, национальные традиции, богатая культура и история, пограничные конфликты и так далее и тому подобное.
Но это моя страна! Это государство, которое я всегда считал своим.
- В прошлом году в регионе усилилось насилие, в особенности в республике Ингушетия. Что можно сделать для предотвращения дальнейших атак?
- В том, что касается безопасности, кавказский регион совершенно точно является стратегически важным для нашей страны. Во-первых, потому что он располагается на наших границах, а также потому что внутри республик этого региона и соседних странах есть конфликты. Разумеется, другие государства также уделяют большое внимание этому региону. Вне сомнения, ситуация на этих территориях очень непостоянная, а стабильность очень хрупкая.
Я прекрасно понимаю, что вопросы безопасности являются приоритетным направлением нашей политики, президент об этом неоднократно говорил. Однако есть мощная государственная структура, система обороны и правоохранительная система, и мы должны заниматься этими вопросами совместно с главами субъектов региона.
- Как вы считаете, можно ли продвинуться в вопросах безопасности, применяя силу?
- Ну я бы не торопился. Я думаю, что в последнее время здесь и так было применено слишком много силы. Я считаю, что мы должны скорее обеспечить условия. Я считаю, что, во всяком случае, моя задача состоит в том, чтобы создать условия для достойной и комфортной жизни людей, а не в том, чтобы применять силу.
В первую очередь это означает, что я должен заниматься вопросами экономики. Хотя и политические вопросы с меня никто не снимал.
- Теперь Северокавказский округ отделен от более крупного и более богатого Южного округа. Какой эффект это окажет на экономику региона?
- С одной стороны, они являются абсолютно суверенными субъектами Российской Федерации. Они наделены серьезной властью, а их законодательная власть взаимодействует напрямую с федеральными властями.
А с другой стороны, округ был создан только недавно. И власть, которой я обладаю как заместитель председателя правительства РФ, дает мне возможность заниматься вопросами экономики более эффективно. Другими словами, у меня есть как политические, так и экономические ресурсы для выполнения задач, которые перед нами стоят.
Разумеется, самое важное сейчас – обеспечить условия для привлечения инвестиций. Другими словами, главная задача – трансформация местной элиты, если хотите. Помочь возникнуть новой современной элите Северного Кавказа. Для достижения этого мы должны реформировать систему образования и множество социальных институтов.
Это также означает работу с молодым поколением, надо продвигать уважение к старым традициям и переменам одновременно. Молодое поколение должно стать главной силой, которая будет развивать Кавказ в ближайшем будущем. Так что это самая срочная задача, и мы должны развивать федеральные университеты. Я поставлю этот вопрос перед правительством. Речь идет об установлении новых образовательных стандартов.
Обратите внимание, что люди на Кавказе очень любят все новое и современное. Они уважают традиции и ценят новинки, инновации. Они любят иностранные машины и новую модную одежду. Уже намечается развитие тенденции. Для этого есть неплохие условия.
Самой большой моей проблемой, когда я работал в Красноярске, было географическое положение. До европейских рынков было 4 000 километров, и до азиатских рынков было 4 000 километров. Мы могли производить только ту продукцию, транспортные расходы на которую не превышают 5 процентов – и это в основном сырье. Здесь у нас есть превосходное сырье, прекрасная транспортная инфраструктура, множество дорог – я не вижу никакой проблемы. Единственная проблема – адекватное управление.