Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Повернется ли Украина спиной к Европе?

© коллаж ИноСМИукраина ес
украина ес
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Брюсселю придется учитывать интересы России больше чем когда-либо. Давно прошли те времена, когда Россия рассматривала членство Украины в ЕС как приемлемую альтернативу вступлению этой страны в НАТО. Сейчас Москва поглядывает на позиции ЕС в ближнем зарубежье все с большим подозрением.

После первого тура президентских выборов на Украине стало ясно, что тенденция к стремительному сближению с Европой, поддерживаемая уходящим в отставку президентом Ющенко, исчерпала себя. В перспективе маячит новый вопрос, связанный с очередным туром выборов, который состоится 7 февраля: собирается ли будущий преемник Ющенко отклоняться от проевропейского курса внешней политики.

Последний тур выборов, в котором предстоит сразиться Виктору Януковичу, лидеру основной оппозиционной Партии регионов, и Юлии Тимошенко, нынешнему премьер-министру, обещает стать занятным зрелищем.

Два претендента, вопреки всей предвыборной риторике, на самом деле очень незначительно расходятся по вопросам внешней политики.

Янукович выступает как пророссийский кандидат, а премьер,  Юлия Тимошенко, на первый взгляд выглядит прозападным политиком. Оба, однако, имеют возможность сохранить приверженность Украины европейскому выбору в качестве конечной цели внешней политики, одновременно высказываясь за сближение с Россией.

Вне зависимости от того, кто же одержит победу 7 февраля, Киев, вероятно, будет продолжать внешнюю политику примерно по одному сценарию: несколько менее откровенно прозападную, менее недвусмысленную, пытаясь решить деликатную задачу балансирования между Западом и Россией.

После войны в Грузии в 2008 году ни Янукович, ни Тимошенко, учитывая их довольно осторожную позицию в отношении НАТО, не будут стремиться к членству в военном блоке. Между тем оба они надеются прийти к более тесным связям с Европейским Союзом, оставаясь при этом прагматиками до мозга костей, и прекрасно понимая, что Украина  не в состоянии присоединиться к этому союзу в течение пятилетнего периода их президентства.

Переговоры по вопросу нового соглашения о сотрудничестве зададут достаточно работы собеседникам из Брюсселя и из Киева. Хотя дело не доходит до намеков на возможное членство Украины в Европейском Союзе, предполагаемое соглашение открывает перспективу углубления политической и экономической интеграции Украины в ЕС. С точки зрения Киева, желанной наградой станет соглашение о свободной торговле и о либерализации визовой политики.

Для Брюсселя ставки тоже достаточно высоки, поскольку около 80 процентов экспортируемого русского газа проходит через территорию Украины. Обеспечение непрерывного притока газа является одним из первостепенных приоритетов влиятельных европейских политиков,  и это непосредственно повышает заинтересованность в долгосрочной политической стабильности  в этой стране. Брюссель надеется на более предсказуемую политическую сцену в Украине после завершения февральского голосования.

При новом руководстве Украине предстоит пересмотреть порядки в своем доме, но есть большая вероятность, что руководители ЕС с большей готовностью вознаградят Украину морковкой-другой.

Однако не следует упускать из виду и российский фактор. После отставки Ющенко Москва может почувствовать в себе силы предпринять попытку вернуть свое влияние, которое она утратила после оранжевой революции 2004 года.

Брюсселю придется учитывать интересы России больше чем когда-либо. Давно прошли те времена, когда Россия рассматривала членство Украины в ЕС как приемлемую альтернативу вступлению этой страны в НАТО. Сейчас Москва поглядывает на позиции ЕС в ближнем зарубежье все с большим подозрением.

Учитывая свои интересы, ЕС будет стремиться сохранить связи с Украиной, и в Брюсселе уже должны приступить к обдумыванию своих действий в условиях новой политической реальности в это стране. Две насущные проблемы нельзя оставить без внимания: во-первых, ЕС обещал Украине солидную финансовую помощь в реконструкции устарелой системы газопроводов в Украине. Возможно, Россия и не сумеет полностью обойтись без  Украины как страны-транзитера для газа. Поэтому Европейскому Союзу нужно бы пригласить Россию принять участие в модернизации газопроводной системы в качестве меры по укреплению доверия между Брюсселем, Киевом и Москвой.

Во-вторых, Европейскому Союзу необходимо пристально следить за спорами  вокруг Черноморского флота – этот вопрос в перспективе станет основной внешнеполитической проблемой. Российский военно-морской флот предположительно должен освободить военно-морскую базу в Крыму в 2017 году. Однако русские, видимо, захотят остаться, и это может вызвать напряженность в добрососедских отношениях двух стран. Союз должен внимательно наблюдать за развитием ситуации в Крыму, чтобы быть наготове, если возникнет необходимость в помощи по улаживанию вновь возникающих разногласий.

Якуб Кулханек – аналитик, работающий в Центре евразийских, российских и восточноевропейских исследований (Center for Eurasian, Russian, and Eastern European Studies) Джорджтаунского университета в США. Мартин Ларыш – его научный коллега в Ассоциации иностранных дел в Праге.