Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бывший начальник разведслужбы Испании избегает упоминания России в ходе шпионского скандала

Флорес утверждает, что письма, в которых он предлагал свои услуги, были написаны по заданию руководства

© РИА Новости / Перейти в фотобанкРоссийские шпионы мешают Лондону бороться с терроризмом
Российские шпионы мешают Лондону бороться с терроризмом
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Мадриде за закрытыми дверями проводится слушание дела бывшего сотрудника Национального Разведывательного Центра Роберто Флореса, обвиняемого в измене и передаче России информации, нанесшей большой ущерб национальной безопасности.

Через шесть месяцев после того как правительство освободила Альберта Саиса (Alberto Saiz) от должности начальника Национального Разведывательного Центра (испанская аббревиатура – CNI) ввиду целого ряда обвинений в коррупции, вчера он вновь оказался в центре внимания прессы. Саис был вызван для дачи показаний в качестве свидетеля в Провинциальный суд Мадрида, где за закрытыми дверями проводится слушание дела бывшего сотрудника CNI Роберто Флореса (Roberto Flórez), обвиняемого в измене и передаче России информации, нанесшей большой ущерб национальной безопасности.

 

За истекшее время Саис отпустил бороду. Исхудавший, он, улыбаясь, извинился перед журналистами за своё молчание. «Желая помочь правосудию, я рассказал всё, что мог. Всё, на что я имел право, я рассказал в зале суда». А рассказал он, судя по всему, не очень много. Как сообщают источники в судебных органах, Саис ограничился тем, что повторил, практически слово в слово, показания, данные им во время нашумевшей пресс-конференции в июле 2007 года, когда он  сообщил о задержании бывшего сотрудника разведслужбы. «Служба безопасности провела расследование в связи с утечками информации, в ходе которого был сделан вывод о том, что он [Флорес] имел доступ к засекреченной информации и предложил её иностранной разведке», заявил он. Когда? Как? Кому? В обмен на что?, спросил его адвокат Флорес Мануэль Ольеро (Manuel Ollero). Но Саис ушёл от ответа, сославшись на служебную тайну.

 

Он даже не подтвердил, что речь шла о СВР России (созданной на базе КГБ), несмотря на то, что по месту проживания бывшего сотрудника CNI были обнаружены два письма, отправленные Петру Мельникову (третьему лицу в иерархии Посольства России в Мадриде) в период с августа 2000 по октябрь 2003 года. В этих письма он предлагал большое количество засекреченной информации (включая имена всех испанских агентов), за что в качестве первого вознаграждения требовал выплатить ему 200 000 долларов (около 150 000 евро). За первой оплатой должны были последовать другие.


Оба письма являются главным доказательством обвинения Флореса в предполагаемой измене. Вчера обвиняемый впервые дал объяснения по поводу этих  посланий. Как пояснил его адвокат, «речь идёт о ‘домашнем задании’, написанном по поручению руководства для выявления недостатков в работе отдела контрразведки CNI. По словам Флореса, это было «тренировочное упражнение» объёмом 700-800 страниц, а письма были всего лишь приложением к нему.
Содержание обоих писем абсолютно не соответствует действительности, адресаты вымышлены. Более того, они так и не покинули портфель, куда положил их автор, до момента изъятия в ходе обыска по постановлению судебной инстанции, произведённого по месту жительства Флореса на Канарских островах.


А какова дальнейшая судьба расследования по соблюдению мер безопасности? «Впоследствии произошли изменения в структуре CNI, сменилось руководство Центра….  и в конце концов он [Флорес] отказывается от порученной работы».
Объяснение может показаться невероятным, поскольку в полномочия сотрудников подобного ранга никак не мог входить анализ недостатков работы контрразведывательного отдела CNI, однако Саис его не опроверг, поскольку ни прокурор, ни государственный адвокат не обратились к нему с подобной просьбой.


Да и расследования никакого проводить не требовалось. Главным доказательством недостатков в работе отдела контрразведки CNI являются коробки с засекреченными данными (мультимедийные носители информации: диски DVD, компакт-диски, компьютерные диски, а также бумажные документы), которые Флорес хранил у себя дома. Вчера они были выставлены в зале судебных заседаний.


«Вот с этой документацией он работал. 90-95% данных продолжают оставаться засекреченными, мы даже не смогли получить к ним доступа», заявил адвокат.
CNI, похоже, не особенно заинтересован раздувать историю о связи своего бывшего сотрудника с СВР. Возможно, чтобы избежать дипломатического конфликта или чтобы не предавать огласке сорванные в результате измены операции. «Вы знаете, кто такой господин Мельников?», спросил Саиса адвокат Флореса. «Я видел эту фамилию в прессе», ответил тот.


Однако защите Флореса трудно отрицать, что он забрал с собой засекреченную информацию. Сотрудники CNI, жандармерии (Guardia Civil) и полиции, которых с сегодняшнего дня вызывают в суд в качестве свидетелей или экспертов, должны засвидетельствовать, что документы принадлежали Национальному Разведывательному Центру.


Если допустить, что письма действительно были написаны указанным адресатам (хотя и не отправлены), Флорес может быть приговорён к наказанию за намерение совершить измену. Если же это доказано не будет, то ему грозит наказание за незаконное хранение секретных документов. В обоих случаях срок лишения свободы будет значительно ниже 12 лет, на которых настаивает прокурор. Более того, вскоре обвиняемый может выйти на свободу, поскольку уже провёл два с половиной года в следственном изоляторе.


Вчера бывший сотрудник CNI держался достаточно спокойно. Одетый в костюм, хотя и в наручниках, он вышел из полицейского автобуса и направился пешком в сторону зала судебных заседаний. В зале он занял место по правую сторону от своего защитника, а не на скамье подсудимых. «Председательствующий провёл судебное заседание наилучшим образом», признал адвокат. Хотя ни журналисты ни представители общественности допущены не были.


ПИСЬМО ФЛОРЕСА МЕЛЬНИКОВУ


Я занимаю руководящую должность в Центре Оборонной Информации (Cesid) и хочу сообщить вам о своей готовности работать со Службой и страной, которых вы представляете. Причины, которые побудили меня обратиться к вашей Службе, объясняются моей симпатией к русскому народу, а также высоким профессионализмом вашей Службы, вот уже в течение многих десятков лет осуществляющей свою деятельность в интересах безопасности во всём мире  [...]. Выражаю вам свою готовность к сотрудничеству на профессиональной основе по следующим направлениям: постоянно сообщать и держать вас в курсе кадровых  назначений и перемещений в Центре  [...] способствовать внедрению, в случае вашей заинтересованности, агентов вашей Службы в Центр [...] Если ваша Служба проявит заинтересованность в такого рода сотрудничестве, предварительным условием является выплата мне 200 000 американских долларов наличными» (декабрь 2001 года).