Эта неделя вполне может стать рекордной по числу пессимистических заявлений американских военачальников и руководителей Пентагона о войне в Афганистане и о их новой готовности идти на контакт с некоторыми талибами. Очень похоже, что высшее военное руководство, напрямую и в полной мере причастное к ведению войны в Афганистане, посылает Белому Дому сигналы. Скорее всего, это не просто их мысли вслух. Вопрос, как и всегда, заключается в том, слушает ли этих людей команда Обамы – и что она слышит.
"Хватит воевать, - заявил в своем поразительном интервью Financial Times командующий силами США и НАТО в Афганистане генерал Стэнли Маккристал, - я думаю, нам надо попытаться создать такие условия, которые позволят людям прийти к поистине справедливому решению о том, как следует управлять афганским народом". Отвечая на вопрос об участии лидеров движения "Талибан" в будущем правительстве, он сказал: "Думаю, любой афганец сможет внести свой вклад, если он сосредоточится на будущем, а не на прошлом". Та открытость, с которой генерал говорит о контактах с талибами, хорошо ложится в строку запланированной на четверг лондонской международной конференции по Афганистану, поскольку и американским союзникам, и всем остальным нравится идея о том, чтобы договориться с "Талибаном".
Покидающий свой пост спецпредставитель ООН по Афганистану Кай Эйде (Kai Eide) еще настойчивее пытается открыть двери талибам. Он публично и очень упорно добивался от правительства в Кабуле того, что оно пытается сделать вот уже целый год. При этом Эйде настаивал, чтобы делалось это так, дабы можно было добиться успеха. Он требовал от президента Хамида Карзая предпринять шаги, которые откроют путь к прямым переговорам между афганскими властями и лидерами "Талибана". "Если вам нужны соответствующие результаты, - говорил он, - то вам надо вести переговоры с соответствующими людьми во власти. Я думаю, настало время сделать это". Вряд ли он зашел бы в своих заявлениях так далеко, не посоветовавшись вначале с американскими руководителями в Кабуле.
Министр обороны Роберт Гейтс на прошлой неделе также выступил в поддержку механизма разделения полномочий, когда назвал талибов частью "политической текстуры" Афганистана.
А затем и генерал Петреус сделал еще более поразительное заявление. Он сравнил начавшееся усиление группировки войск в Афганистане с тем успешным наращиванием сил и средств, которое проходило под его началом в Ираке. При этом в его заявлении прозвучали такие нотки, которые наверняка станут предупредительным сигналом для нервничающих вашингтонских политиков. "Я не думаю, что ситуацию в Афганистане можно повернуть так же быстро, как в Ираке, - заявил командующий американскими войсками в этом регионе, - полагаю, будет трудно собрать воедино все те факторы, которые мы использовали в Ираке для быстрого сокращения насилия". Умудрённый опытом генерал знает, что вашингтонские политики услышат его сигнал: эта война продлится намного дольше, чем нам говорят. И он знает, что мы не выйдем на улицы, требуя еще лет на десять продлить боевые действия. Говоря о талибах, Петреус, высказывался осторожнее, чем остальные: "Я … не жду, что они появятся на арене рядом с нами скоро". Это не совсем то, что говорил Маккристал, однако сейчас Петреус пошел в своих заявлениях гораздо дальше, чем прежде.
И наконец, самое катастрофическое заявление выслушал Гейтс, когда он во время своего недавнего визита встречался с пакистанскими руководителями. Те заявили министру, что возобновят военное наступление против "Талибана" в граничащих с Афганистаном регионах не ранее, чем через шесть месяцев. В устах пакистанцев это означает год с лишним. Гейтс и генералы как никто другой знают о том, что шансы США и НАТО на достижение реальных и устойчивых успехов в Афганистане во многом зависят от разгрома убежищ талибов на той стороне границы в Пакистане. "Это вызывает разочарование, но не удивление", - заявил New York Times высокопоставленный руководитель из министерства обороны. А вот что говорит Гейтс: "Пакистанское руководство само будет решать, когда ему лучше всего проводить военные операции, когда оно будет готово действовать, и будет ли оно действовать вообще. Хотел бы выразиться следующим образом: мы в одной машине, но пакистанцы сидят в водительском кресле и держат ногу на педали газа. Меня это вполне устраивает". Гейтс сказал, что пакистанцы в водительском кресле его "вполне устраивают". Но устраивает ли такое заявление Гейтса остальных американцев – вот в чем вопрос. Очевидно, нет.
Министр обороны и два его генерала ни в коем случае не пытаются заставить президента Обаму пересмотреть его решение о направлении в Афганистан 40 с лишним тысяч американских военнослужащих в составе подкрепления. Похоже, они пытаются сказать (и уже ясно и открыто заявили об этом на текущей неделе), что президент нуждается в осознании следующего момента: ситуация с безопасностью в Афганистане вряд ли существенно улучшится к июлю 2011 года по сравнению с сегодняшним днем. И не исключено, что ему придется отказаться от своего стремления начать к тому времени вывод части американских войск. Они также дают понять, что единственный шанс на существенное улучшение ситуации на местах будет реализован лишь в том случае, если удастся добиться решительного прогресса в отношениях, по крайней мере, с частью талибов. Конечно, они по-прежнему надеются, что благодаря военным усилиям им удастся ослабить "Талибан" и заставить его проявить большую сговорчивость в вопросе проведения серьезных переговоров. Они не ждут чудес в подготовке афганской армии и полиции к ведению боевых действий, но у них есть некие скромные надежды на то, что вместо этого сработает гамбит с талибами.
Совершенно очевидно, что сейчас невозможно предугадать, как на это отреагирует "Талибан". Американская разведка считает, что значительная часть боевиков-талибов, возможно, треть или даже больше, заинтересована в заработке, получаемом от "Талибана", а не в его идеологическом экстремизме. Маккристал и прочие надеются, что Соединенным Штатам удастся переиграть руководство "Талибана" и переманить на свою сторону хотя бы часть этих боевиков. Вполне понятно, что ни президент Карзай, ни американцы не узнают, действует или нет этот гамбит, пока его не испытают на практике, пока они не увидят, что боевики ни через полгода, ни через год не захотят возвращаться под крыло "Талибана".
Что касается руководства талибов, то здесь генералы и офицеры разведки с пессимизмом говорят о подключении этих людей к мирной политической конкуренции. Сегодня позиция США такова: с этими лидерами нельзя налаживать политический контакт, пока они не согласятся прекратить насилие и перейти на путь ненасильственных политических средств. Безусловно, на расчеты лидеров талибов существенное влияние окажут действия пакистанских военных и агентов разведки, которые могут им помочь или нанести вред. Но пока им на сей счет беспокоиться не нужно.
Что бы команда Обамы ни услышала в этих последних публичных заявлениях военных и руководителей Пентагона, она должна услышать следующее: Когда наступит июль 2011 года, не думайте, что представители вашего военного и гражданского руководства поддержат план значительного сокращения американских войск в Афганистане. Возможно, вы это не осознаете, господин президент, но вы ввязались в очень долгую войну. И единственная ваша надежда на сокращение сроков этой войны – удачный исход в контактах с "Талибаном".
Бывший обозреватель New York Times Лесли Гелб занимал в свое время высокие должности в правительстве. В настоящее время он является почетным президентом Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations). Он автор книги "Power Rules: How Common Sense Can Rescue American Foreign Policy" (Правила власти: как здравый смысл может спасти американскую внешнюю политику). Книга посвящена тому, как надо думать об использовании силы и как применять ее в 21-м веке.