Многим жителям Армении, которым и так приходится несладко в условиях мирового экономического кризиса, предстоит столкнуться с еще одной проблемой – 46-процентным повышением тарифов на газ.
22 января компания "АрмРосГазпром", являющаяся дочерним предприятием российского энергетического гиганта "Газпром" и контролирующая большую часть поставок и распределения газа на территории Армении, обратилась в государственную комиссию по регулированию общественных услуг Армении с заявкой о пересмотре действующих тарифов в сторону повышения. Комиссия должна принять решение в течение 90 дней. Однако в интервью EurasiaNet.org гендиректор "АрмРосГазпрома" Карен Карапетян дал понять, что комиссия неминуемо даст добро на соответствующие действия, и с 1 апреля армянским потребителям придется платить за газ больше.
"Важно, что тарифы меняются не во время зимнего периода, когда потребители используют больше газа для отопления, а в апреле", – отметил Карапетян.
С 1 апреля "АрмРосГазпром" станет платить "Газпрому" по 180 долларов за тыс. куб. газа. В настоящее время армянская компания платит 154 доллара за тыс. куб. Это "льготная цена", сказал Карапетян о новых расценках. Армянским же потребителям придется платить намного больше. После объявления о повышении расценок отпускная цена на поставляемый "АрмРосГазпромом" газ подпрыгнет с 252 долларов за тыс. куб. до 370 долларов за тыс. куб.
Повышение тарифов сильно ударит по потребителям газа Армении, насчитывающих полмиллиона человек. Карапетян же полагает, что армянское общество должно адаптироваться к повышению тарифов. "В этом нет никакой трагедии. Не нужно бояться изменений", – говорит он.
Повышение тарифов на газ повлечет за собой рост тарифов на электричество, транспортные услуги и потребительские товары, прогнозирует председатель госкомиссии по регулированию общественных услуг Роберт Назарян. "Это неизбежно, потому что компании, являющиеся потребителями газа, не могут функционировать, зарабатывая меньше, чем тратят", – говорит он.
Учитывая рост безработицы в стране, составивший в 2009 году 10 процентов, и падение темпов экономического роста на 16 процентов, повышение цен на газ вряд ли оставит большинство населения равнодушным.
Так, например, жители села Цовинар на северо-востоке Армении собираются обратиться к президенту Сержу Саргсяну с просьбой отложить повышение тарифов. "У нас нет ни земли, ни скота", – говорит 45-летний житель села Мартин Симонян, уже год как безработный после того, как лишился работы на стройке в России. – Мы не знаем, как будем жить теперь, когда повысятся цены на газ".
Должные лица признают, что рост тарифов может обострить социальную напряженность в связи с падением уровня жизни в условиях спада в экономике. Власти возлагают вину за повышение цен исключительно на Россию. "Россия повышает тарифы, не армянские власти, – вздыхает председатель государственного фонда социального страхования Вазген Хачикян. – Жалуйтесь России".
По его словам, при переговорах о ценах на газ с "Газпромом" правительство приводило такой фактор, как экономические трудности Армении. "Конечно, ситуация станет напряженнее. Мы переживаем не лучшие времена, – говорит Хачикян. – Мы это понимаем, и приложили все усилия, чтобы выторговать как можно более низкую цену".
Согласно данным государственной службы занятости, количество безработных в Армении выросло в 2009 году до ста тысяч человек. В это число не входят ни многие безработные, не пожелавшие зарегистрироваться в государственном агентстве занятости, ни трудовые мигранты, потерявшие работу за рубежом и возвратившиеся домой.
В 2009 году закрылось одно из крупнейших в Армении горнодобывающих предприятий, а также целый ряд малых компаний на юге страны и в столице. Согласно официальным данным, экономическая активность только в строительном секторе, в котором занято около 30 процентов населения, упала на 38 процентов.
Представитель оппозиционного Армянского национального конгресса экономист Ваган Хачатрян пообещал акции протеста против повышения тарифов на газ, но, по словам сторонников правительства, эти демонстрации не изменят ситуации. "Оппозиция может использовать рост тарифов для организации новых протестов, но мыслящий человек поймет, что Россия повысила бы расценки, даже если бы у власти была оппозиция", – полагает экономист Вардан Айвазян, в прошлом министр охраны природы и член фракции правящей Республиканской партии Армении.
На взгляд Хачатряна, если бы Армения сократила свою зависимость от российских поставок газа, страна бы смогла не допустить столь резкого роста тарифов. "Россия на сегодня является монополистом: 80 процентов потребляемого газа поступает оттуда. Но у нас есть трубопровод из Ирана, который практически не используется", – отмечает он.
Поставки иранского газа начались в 2008 году, но объем закупаемого в Иране газа намного уступает российскому. Иран поставляет ежедневно менее 3 млн. кубометров газа, тогда как из России поступает 6 млн. кубометров в день в среднегодичном исчислении.
Руководитель аналитического центра "Политэкономия" Андраник Теванян разделяет мнение Хачатряна о необходимости диверсификации газовых поставок. Транспортировка газа по территории Грузии только увеличивает его стоимость для конечных потребителей Армении. В случае же с иранским газом транзитных стран не имеется, отмечает ереванский экономист. "Иранский трубопровод является хорошей альтернативой, – полагает Теванян, считающий, что власти не увеличивают объем закупаемого в Иране газа из-за "давления со стороны России".
Пресс-секретарь министерства энергетики и природных ресурсов Армении отвергает эти обвинения. Средние объемы потребляемого газа с легкостью покрываются за счет российских поставок, отмечает Лусине Арутюнян. "В Иране не закупается больше газа потому, что Армения не потребляет такого количества", – подчеркивает она.