Воскресные выборы в небольшом японском городке Наго, находящемся на острове Окинава, еще больше затруднили усилия США по переносу своей авиабазы корпуса морской пехоты из Футэммы в Наго, поскольку его новый мэр решительно выступает против данного плана. Но хотя спор из-за базы стал серьезной проблемой в отношениях Америки с новым правительством премьер-министра Юкио Хатоямы, впереди эти страны ожидают еще более крупные трудности.
Демократическая партия Юкио Хатоямы в 2009 году одержала уверенную победу на парламентских выборах. Отчасти это объясняется ее жестким противодействием плану передислокации базы, договоренность по которому была достигнута в 2006 году после многолетних переговоров, а также общим стремлением Хатоямы к пересмотру отношений Японии и США. Его попытки пересмотреть достигнутую договоренность – путем объединения базы с другим американским объектом или путем полного ее вывода с японской территории – создают огромные (и наверняка дорогостоящие) проблемы для Пентагона, который включил планы по этой базе в свою общую стратегию в Восточной Азии. Премьер-министр Хатояма пообещал завершить рассмотрение данного вопроса к маю.
Больше всего поражает очевидная неспособность и нежелание нового японского правительства заранее продумать вопрос о базе. Это, в свою очередь, позволило Хатояме отвергнуть соглашение, подписанное с одним из ближайших союзников Японии, не имея при этом никакого проработанного альтернативного предложения. К сожалению, беседы с японскими аналитиками, бизнесменами и даже государственными чиновниками среднего звена говорят о том, что такие недостатки в процессе выработки политических решений не ограничиваются проблемой базы Футэмма.
В отличие от Соединенных Штатов, где в главных правительственных министерствах зачастую работают десятки политических назначенцев, в каждом из министерств государственной бюрократической системы Японии можно насчитать лишь единицы политических должностей. Такая система действует пристрастно, в ней существует сильная бюрократия и слабое политическое руководство, если сравнивать ее с американской. В США большое количество назначенцев дает политическим руководителям более широкий доступ к информации внутри системы и к бюрократическим процессам, поскольку высшее руководство получает рекомендации и советы по различным вариантам действий.
Вне всяких сомнений, это является важнейшей проблемой для Демократической партии Японии – особенно по той причине, что Либерально-демократическая партия этой страны за долгие годы своего пребывания у власти имела возможность наладить прочные взаимоотношения с ключевыми чиновниками. Однако сейчас многое говорит о том, что правительство Хатоямы вместо налаживания взаимоотношений проявляет недоверие к своей бюрократии и жестко контролирует процесс принятия политических решений, в котором участвует лишь небольшая горстка высокопоставленных руководителей из каждого ведомства. Это, в свою очередь, вызывает жалобы и нарекания со стороны чиновников более низкого звена и заинтересованных групп вне рамок правительства, заявляющих, что они больше не принимают никакого участия в политических процессах и зачастую даже не знают, чего следует ожидать.
У лидеров Демократической партии Японии есть вполне законные основания опасаться того, что симпатизирующие либерал-демократам чиновники будут подрывать их усилия по формированию собственной национальной политики государства, как внутри страны, так и за ее пределами. Тем не менее, учитывая незначительный опыт демократов в государственном управлении, недостаточное количество их приверженцев в рядах ветеранов правительственной бюрократии, а также незначительное число политических назначенцев в каждом ведомстве, попытки лишить чиновников доступа к управлению могут оказаться очень рискованным делом. В результате правительство может очутиться в такой ситуации, когда ему придется принимать важные решения, не имея достаточной информации и рекомендаций от профессионалов (вне зависимости от их политических симпатий).
Все это может привести к очень серьезным последствиям, переходящим далеко за рамки вопроса об американских базах в Японии. Здесь можно привести еще один пример из сферы внешней политики. Генеральный секретарь Демократической партии Японии Итиро Одзава (Ichiro Ozawa), похоже, твердо намерен налаживать отношения с Пекином. Он возглавил направляющуюся в Китай делегацию в составе 645 человек, а также устроил небольшой скандал, потребовав от императорской семьи провести встречу императора Акихито и приехавшего в Японию китайского заместителя председателя Госсовета, уведомив ее об этом буквально накануне. Хотя Соединенные Штаты в общем должны приветствовать потепление в отношениях между Токио и Пекином, стратегические цели и мотивы Одзавы не вполне ясны.
С точки зрения американцев, японский народ, конечно же, сам должен избирать своих руководителей, а японские руководители, к какой бы партии они ни принадлежали, должны сами определять свои национальные приоритеты на основе предпочтений избирателей и собственных суждений. Принимая во внимание те жизненно важные интересы национальной безопасности, которые поставлены на карту в Восточной Азии, а также наш многолетний союз, отмечающий сегодня свой пятидесятилетний юбилей, Соединенные Штаты должны наладить тесный контакт и взаимодействие с новым правительством по вопросу Футэммы и по проблемам региональной безопасности, включая Китай, Северную Корею и Россию. Но судя по нарождающемуся в Японии процессу формирования политики, Вашингтон на этом пути ждет масса ухабов и рытвин.
Пол Сондерс - исполнительный директор Центра Никсона.