Политический класс в Молдове является, по сути, системой глубоко связанных, коррумпированных людей, которые никоим образом не дают превратить все мечты о модернизации страны в реальные дела. До тех пор, пока у нас существует именно такой политический класс, о модернизации Молдовы говорить нельзя.
Поразивший мир экономический и финансовый кризис, несмотря на прогнозы ряда экспертов о том, что его, возможно, удастся преодолеть уже в ближайшее время, пока остаётся зловещей реальностью и проблемой номер один и на Западе, и на Востоке. Многие крупнейшие концерны и банки мира уже разорились, десятки миллионов людей лишились работы, но разрушительное воздействие кризиса, хотя и несколько ослабло, пока ещё окончательно не остановлено.
Правительства ведущих мировых держав напряжённо работают над поиском и применением наиболее эффективных инструментов экономической и финансовой стабилизации, одним из которых является комплексная модернизация, призванная устранить из экономической и финансовой жизни те основные причины, которые спровоцировали кризис. Прилагаются также огромные усилия к тому, чтобы удержать под контролем резко ухудшившуюся социальную ситуацию, не допустить дальнейшего падения уровня жизни людей, ставших жертвами этого кризиса, предотвратить социальные бунты и, как следствие, политические потрясения.
Например, Европарламент и Европейский Совет объявили 2010 год годом борьбы с бедностью, поскольку 80 миллионов (16%) европейцев живут в бедности, бедствуют 8% работающего населения ЕС, а каждый десятый европеец живет в семье, в которой вообще никто не работает. По замыслу структур Евросоюза, посвящение 2010 года вопросу борьбы с бедностью должно привлечь внимание к этой проблеме как политиков и чиновников, так и простых граждан, которые должны почувствовать личную ответственность за окружающих. Европарламент и Европейский Совет считают, что для того, чтобы перебороть кризис, необходимо развернуть борьбу с бедностью и социальным исключением, так как именно незащищенные категории общества испытывают на себе тяжелейшие потрясения от рецессии.
Ничего этого нет, к сожалению, сегодня в беднейшей европейской стране - Молдове, население которой также очень тяжело переживает разрушительные последствия кризиса, нанесшего её экономике, бюджетной и социальной сфере огромный ущерб. Нет, несмотря на то, что две трети её населения уже живёт за чертой бедности.
Для многих экспертов было ясно, что при режиме лидера ПКРМ, президента Владимира Воронина модернизация страны была невозможна, так как государство в Молдове при коммунистической власти являлось не инструментом обеспечения общественного блага, а лишь инструментом личного обогащения высших государственных топ-менеджеров, автоматически блокируя любую модернизацию вне зависимости от желания отдельных деятелей. Поскольку этот тип государственности был напрямую связан с именем Воронина и так называемых «детей президента», то считалось, что, пока они находятся во власти, какая-либо модернизация Молдовы нереальна.
В августе 2009 года тормозивший модернизацию экономики и социальной сферы коммунистический режим власти закончил своё существование. Страну возглавило новое правительство Владимира Филата, состоящее, как надеялись голосовавшие за партии АЕИ молдавские избиратели, из подлинных реформаторов, поскольку оно было сформировано правящей либерально-демократической коалицией, провозгласившей своей стратегической целью перевод развития страны на рельсы «европейской интеграции» и повышение уровня жизни народа до его соответствия «евростандартам».
Однако, по истечении ста дней деятельности либерально-демократического правительства Владимира Филата молдавское общество вынуждено констатировать: несмотря на то, что правящий режим в Молдове сменился, Владимир Воронин и его команда ушли, модернизация в стране, по сути, так и не началась.
Почему? Прежде всего, потому, что в Молдове так и не была установлена подлинная демократия и свободная общественно-политическая система. Коммунистическая власть просто сменилась либеральной. Форма правления поменялась, но содержание его осталось прежним. Люди в Молдове по-прежнему отодвинуты от возможности влиять на решения государственных проблем. Власть живет своей собственной жизнью и не считается с проблемами и нуждами народа, не прислушивается к голосу гражданского общества.
Все сегодняшние разговоры новой власти о модернизации Молдовы по этой причине выглядят откровенной демагогией, потому что они обходят главную тему – как предоставить людям возможность для свободы творчества, для обмена креативными идеями, как быстро и эффективно повысить уровень их жизни. В Молдове по-прежнему нет системы, которая вызывала бы инициативу людей.
Постиндустриальная модернизация может быть достигнута только на основе нового качества. Этап, когда к сельской экономике просто добавляли большое количество заводов и фабрик, Молдова давно уже прошла. Теперь стоит вопрос о том, чтобы перейти в стадию современного постиндустриального общества, построенного на инновациях, креативе и инициативе людей, на «экономике знаний».
А это совсем не то, что происходит сейчас, когда правительство Владимира Филата по всему миру добывает кредиты, используемые не на инвестиции в модернизацию экономики и социальной сферы, а на латание дыр в бюджете и на элементарное проедание.
Уже вполне очевидно, что так называемый «политический класс» в Молдове является, по сути, системой глубоко и тесно связанных, коррумпированных людей, которые никоим образом не дают превратить все мечты о модернизации страны в реальные дела. До тех пор, пока у нас существует именно такой политический класс, коррумпированный, своекорыстный, о какой-либо подлинной модернизации Молдовы говорить нельзя.
Новая власть должна предложить народу ясную и чёткую экономическую и социальную программу развития и начать воплощать эту программу в жизнь не через 10 лет, а здесь и сейчас. Люди должны видеть и чувствовать, что ситуация меняется к лучшему: строятся дома, дороги, школы, больницы, развиваются образование и здравоохранение, совершенствуется социальная сфера. Правительство Филата должно ясно осознавать, что некоторое время можно обманывать всех, долгое время можно обманывать некоторых, но обманывать всех и всегда нельзя.
Однако пришедшие к власти в Молдове либералы и демократы меньше всего готовы и намерены советоваться с народом. Их очень мало волнует вопрос о том, что станет с сотнями тысяч обездоленных людей в результате политики повышения цен и тарифов при «замороженных» зарплатах и пенсиях, которая лишает их самого права на жизнь, оставляя без средств к элементарному физиологическому выживанию – без воды, света, газа, тепла, лекарств, продуктов питания.
Вина правительства Владимира Филата и всей правящей коалиции в целом состоит в том, что неизбежные при проведении реформирования экономики страны тяготы, трудности и невзгоды, которые надо было распределять справедливо и пропорционально между всеми членами общества, были возложены только на рядовых граждан. Это создало обстановку несправедливости и недоверия, которая разъедает и ослабляет Молдову. Кризис продолжается, национальная экономика, как впрочем, и вся Молдова, ползает уже по самому краю пропасти.
И это будет продолжаться до тех пор, пока власть не сделает должных выводов из того, что произошло, если она не решится на реальные, а не бутафорские реформы.
Складывается впечатление, что те люди в Молдове, которые сегодня у власти, и те, кто голосовали за эту власть, совершенно по-разному видят и понимают предназначение затеянного либерально-демократической коалицией «реформирования и модернизации». Правда, надо признать, что за эту новую власть разные граждане голосовали также по разным причинам.
Одни их них голосовали за партии, образующие сегодня либерально-демократический Альянс, только из чувства протеста в связи с авторитарными действиями команды коммуниста Воронина, из желания, чтобы она снова не вернулась к власти. Они исходили из того, что предназначение новой власти - открыть дорогу к смене политической элиты.
Другие граждане связывали с новой властью надежды на удовлетворение своих карьерных амбиций либо на более успешное развитие своего бизнеса. Некоторые из них поддерживали идущих во власть либералов и демократов не только своими голосами, но и своими финансовыми пожертвованиями, в ряде случаев весьма значительными. Понятно, что сейчас они прилагают значительные усилия к тому, чтобы получить дивиденды со своих вложений в новую власть. Это именно тот случай, когда, как говорят в Одессе, «бабло побеждает добро».
Большинство же молдавских граждан, поддержавших на выборах либералов и демократов, голосовали за быстрые и эффективные перемены к лучшему в своей собственной жизни, которые должны были стать следствием обещанных либералами Гимпу, Филатом и Урекяном, а также демократом Лупу реформирования и модернизации Молдовы. И именно эти граждане пребывают сегодня в полном отчаянии, недоумении и растерянности, не видя никакой «новой экономической и социальной политики», никаких смелых шагов по переустройству Молдовы, никаких проявлений заботы со стороны либерально-демократической власти о народе.
Пока ничего, или практически ничего, в этом плане не делается. Молчит Парламент, молчит Правительство, молчат либеральные и демократические политические лидеры, взявшие власть в стране. Молчат по всем важнейшим для народа Молдовы, вопросам. Молчат, скорее всего, по той причине, что считают выше своего достоинства обращать внимание на пока ещё глухой ропот людей, «неспособных противостоять» проводимым ими «преобразованиям», всё больше принимающим очертания нового тотального передела всего, что может приносить доходы, между новыми собственниками.
А вот по другим, отнюдь не важным и не судьбоносным, но волнующим лично их, вопросам они вещают чуть ли не круглосуточно. Их почему-то чрезвычайно волнует название государственного языка. Им бы лично хотелось, чтобы он назывался румынским, а не молдавским. В молдавских школах, по их мнению, должен преподаваться курс «истории румын», а не Молдовы. Далекое советское и коммунистическое прошлое ( период времени с 1917 по 1991 годы), по их мнению, должно быть «объективно» исследовано и «решительно осуждено».
Чем может обернуться для страны и народа вся эта, с позволения сказать, липовая модернизация и реформирование на словах?
Думается, что реванш Партии коммунистов на досрочных парламентских выборах, как следствие провала виртуального реформаторства нынешних правителей, будет самым худшим вариантом. Дело в том, что нынешнюю незадачливую либерально-демократическую власть, если ей удастся худо-бедно просуществовать ещё пару лет, народ Молдовы может без особого труда отправить в отставку и поменять на другую, более грамотную, цивилизованную, умную, профессиональную, а главное, более честную и ответственную.
Но если к власти снова вернутся жаждущие реванша, сделавшие выводы из причин своего поражения, но по-прежнему не реформированные и чуждые подлинной демократии коммунисты, то снова избавиться от них будет чрезвычайно трудно. Конечно, отдельные тактические задачи коммунисты-воронинцы, возможно, решат. Но основные проблемы экономического и социального развития Молдовы они вновь законсервируют на многие годы. Когда-нибудь это неизбежно приведёт к социально-политическому взрыву, но радости от этого будет слишком мало, ибо в итоге Молдова может утратить свою независимую государственность.
Возможен ли вообще экономический взлет Молдовы? Эксперты уверены, что возможен, но для этого новая власть должна не только попасть в фарватер мировой экономики, но и найти в нем свою нишу.
Для этого нужно активно развивать экспорт и генерировать внутренний спрос. На внутреннем рынке нужно предлагать не только импорт, но и товары, произведенные в Молдове. Должна быть особая забота власти о национальном производителе, начинающаяся с создания нормальной системы кредитования и повышения активности внутренних и особенно внешних инвесторов. Должна начать меняться ментальность людей, которые по-прежнему считают, что все иностранное – это хорошо, а всё отечественное – это плохо.
Призыв «Покупай молдавское!» должен стать не просто политическим лозунгом той или иной партии, а одной из важнейших составляющих национальной идеи. Граждане Молдовы должны осознать, что, поддерживая местных производителей, они создают условия для появления новых рабочих мест, для повышения зарплаты работников отечественных предприятий, для роста финансовых поступлений в бюджет и отчислений на социальные цели, для динамичного развития всей экономики страны.
Важнейшая задача новой власти - убрать или ограничить монополистов, многие из которых возникли еще в советские времена, но им пока не сумели или не захотели создать конкурентов. У Молдовы всё ещё нет альтернативных поставщиков электроэнергии, тепла, газа, воды. Нет конкурентов для троллейбусного парка. Монополистами являются Молдавская железная дорога и компания «Молдтелеком». Появились и новые монополии. Они самостоятельно или по картельному соглашению с другими фирмами берут под свой контроль целые отрасли экономики. Это происходит на страховом рынке, в импорте некоторых товаров, в перевозках. Пока не будет решена эта насущная проблема, не будет создана нормальная конкурентоспособная среда, эффекта в экономике не будет.
Судя по всему, новую молдавскую власть кто-то убедил в том, что повышение тарифов и цен на энергоносители, тепло, проезд в городском транспорте – это и есть реформы. Полнейшая чепуха! На самом деле, это всего лишь очередное перекладывание негативных последствий неэффективности руководства экономикой и прямого воровства со стороны коррумпированных топ-менеджеров предприятий - государственных монополистов на плечи основной массы обнищавшего населения страны.
Как известно, новая власть объявила «беспощадную войну» мясным и рыбным монополистам. Коммунистических монополистов она, может быть, и «прижала», но так как цены на мясо и рыбу в итоге не снизились, то у многих людей возникли вполне оправданные подозрения в том, что на место «плохих коммунистических монополистов» просто пришли «хорошие либеральные монополисты». Вряд ли это можно считать реформами экономики.
Еще одна важная проблема – это крайне неэффективная работа госсобственности. Зачастую она работает с большим убытком для государства, но с немалой прибылью для её руководителей. Нужна серьезная санация этих предприятий. Часть из них необходимо приватизировать, а остальные должны изменить свой менеджмент, маркетинговую политику.
Но, учитывая тот факт, что подбор новых кадров для управления госсобственностью либерально-демократическое правительство осуществляет не по принципу высокого профессионализма своих назначенцев, а по принципу их партийной принадлежности и близости к партийным вождям АЕИ, существуют очень большие сомнения в том, что здесь могут начаться реальные позитивные преобразования.
Чтобы в Молдове начали происходить реальные перемены к лучшему, нужно создать стабильное правовое поле, защитить бизнес и хотя бы частично ограничить нынешний размах коррупции. Понятно, что этого не произойдет, если у новой власти и особенно у тех бизнесменов, которые к ней наиболее близки, появится желание пойти по пути, проторенному предшественниками - коммунистами-воронинцами, то есть начать рейдерские захваты «чужого бизнеса».
Сигналы о возможности таких шагов уже появляются. Беспокоит и качество «перестройки» правоохранительной систем. Складывается впечатление, что она просто поменяла хозяев и работает, по-прежнему обслуживая как свои интересы, так и интересы новой правящей элиты.
Молдове нужна сильная власть, но нужна и сильная оппозиция. Все те, кто сегодня злорадствуют по поводу того, что коалиция «пригибает» Партию коммунистов, явно не понимают, что уничтожение оппозиции рано или позже непременно скажется не только на развитии демократии в стране, но и наотмашь ударит по экономике и социальной сфере. Новая либерально-демократическая власть, увы, и так «не подарок», а уж если она станет ещё и совершенно бесконтрольной, если в стране не будет сильной конструктивной оппозиции, то она может окончательно испортиться и выродиться.
Было бы хорошо, чтобы в лагере молдавской оппозиции появились и другие влиятельные партии, более современные, а главное, более честные, принципиальные и конструктивные, чем Партия коммунистов. Очень важно также, чтобы политическая борьба в Молдове происходила исключительно в цивилизованных рамках. Стране нужна политическая стабильность, нужно общественное согласие.
Однако стремление к политической стабильности не означает, что нужно закрыть глаза на все те нарушения и беззакония, которые совершались в период правления Партии коммунистов. Не следует брать под защиту проворовавшихся, но вдруг чудесным образом «прозревших» коммунистов и работавших по коммунистическим правилам бизнесменов, которые сегодня демонстративно выходят из ПКРМ, получая за это «индульгенцию» в обмен на лояльность к новой власти. Некоторые из них, кстати, уже весьма неплохо пристроились при либерально-демократических партиях и чувствуют себя почти так же комфортно, как и при власти Партии коммунистов.
Для того, чтобы модернизация в Молдове стала реальной, новая власть должна очень серьезное внимание уделить развитию образования. Лишь создав эффективную, современную систему образования, Молдова получит шанс стать страной с конкурентоспособной экономикой. Качественное образование, совмещенное с наукой - это практически единственный шанс Молдовы на модернизацию страны. Имеющиеся в этой области наработки в Академии наук РМ, ставшие следствием кропотливой работы президента АН Георгия Дуки и его научной команды, надо предметно изучить и на их основе создать модель новой образовательной системы Молдовы.
Следует также принять очень нелегкое, но давно назревшее и чрезвычайно важное решение о продаже земли иностранцам. Это решение тормозится пока по эгоистичным и корыстным причинам. Сегодня земля в Молдове за бесценок скупается местными бизнесменами и вороватыми чиновниками на «черный день». Она выводиться из оборота, в результате чего проигрывают все, но более всего – крестьяне, потому что они продают землю дешево и лишаются возможности работать и кормиться на ней.
Всё, о чём сказано выше, уже много раз предлагалось новой власти эспертами, в том числе и на портале ava.md. Но власть, формально соглашаясь с многими этими идеями, на деле эти рекомендации просто игнорирует. Пока не видно никаких структурных изменений, никаких мер правительства, которые свидетельствовали бы о том, что новая власть, действительно, вынесла какие-то уроки из кризиса, разработала и начала последовательно внедрять антикризисные меры и программы модернизации Молдовы.
Время уходит, но в стране ничего не меняется к лучшему. Кризис в экономике, кризис в социальной сфере, кризис в обществе и… разруха в головах господ правителей, отнюдь не оправдывающих тот большой кредит народного доверия, который позволил им заполучить власть в Молдове в свои руки.
Так, может быть, всё-таки правы те, кто считают, что Молдове нужна новая партия, способная к реальному, а не виртуальному реформированию страны, созданная молодыми талантливыми менеджерами, экспертами и аналитиками, выпускниками лучших молдавских и зарубежных вузов? Партия, лозунгом которой станет призыв: «Молдова, вперед»!
Во всяком случае, в молдавском обществе такие ожидания уже есть, такая идея широко обсуждается и находит всё большую поддержку.