Хотя проблемы Украины с российским газом и проблемы России с перевозкой его через украинскую территорию ещё не решены, политические отношения между двумя странами должны улучшиться после того, как состоится второй тур президентских выборов, намеченный на 7 февраля. Вне зависимости от того, кто окажется победителем, можно быть уверенным, что новый президент будет менее антагонистически настроен по отношению к Москве, чем нынешний — Виктор Ющенко.
Тем не менее, хотя в этом году «газовой войны» между странами удалось избежать, из-за внутренних проблем прошлые такие войны остались незаконченными. «Нафтогаз», непрореформированная и обложенная большими налогами национальная нефтегазовая компания Украины, едва сможет расплатиться за импортные товары. Украинская промышленность, измученная мировым экономическим кризисом, едва сможет заплатить повышенную цену за топливо. «Газпром» же, сам едва в состоянии выдерживать тяжёлые удары рецессии, не будет готов идти ни на какие уступки.
После «газовой войны» января 2009 года проблема с импортом газа на Украину превратилась в проблему с деньгами. Украинское государство доверилось «Нафтогазу», а Международный валютный фонд — украинскому государству. По оценке МВФ, рабочий дефицит «Нафтогаза» составил чуть менее, чем три миллиарда долларов; эта сумма была включена руководством фонда в общий фискальный дефицит. Без помощи фонда «Нафтогаз» точно не смог бы расплатиться по счетам за газ, ввезённый в прошлом году, на сумму более шести миллиардов. Центральный банк перевёл деньги из валютных резервов Украины на счета «Нафтогаза», чтобы ни один платёж точно не был пропущен.
В этом году цены на газ в Европе немного снизятся вслед за упавшей ценой на нефть. Но если, в соответствии с прогнозами, нефть будет стоить порядка 70 долларов за баррель, то ввоз необходимого Украине газа обойдётся более чем в девять миллиардов. Откуда возьмутся эти деньги? Или МВФ примет политически мотивированное решение продлить долг ещё на год, или Россия уступит в цене, чего она, скорее всего, не сделает, если не получит чего-либо взамен.
Фаворит президентской гонки Виктор Янукович призвал пересмотреть условия контрактов на поставки газа, заключённых в январе 2009 года. «Базовая цена», установленная в контракте и предположительно отражающая европейский уровень цен, похоже, на десять процентов выше, чем должна быть. В этом году по инициативе премьер-министра России Владимира Путина были временно сняты обременительные штрафы за неполучение квотированных на месяц объёмов, вписанные в контракты в дополнение к стандартным для этой отрасли параграфам о неустойках за неприобретение. А нельзя ли отменить их совсем?
Главная проблема Украины состоит в том, что потребление газа характеризуется большой расточительностью. Подобно России, Украине досталось в наследство топливоёмкая промышленность, которую оказалось сложно модернизировать. В отличие от России, однако, Украина вынуждена покупать газ по европейской цене.
Хуже того, экономический кризис нанёс опустошающий удар по украинской промышленности, отчего понизился спрос на газ со стороны самых надёжных и платящих наивысшую цену клиентов «Нафтогаза». Если кто-то покроет нехватку финансирования «Нафтогаза», то газовое соглашение в этом году может привести к наступлению длительного мира. Западные державы могли бы, исходя из своих собственных политических интересов, простимулировать МВФ сделать это, а российские лидеры могли бы простимулировать кредиторов сделать то же самое, исходя из своих.
Конечно, соглашение развалится, если «Нафтогаз» не заплатит по счетам. Также оно может дать сбой, если на повторных переговорах по контракту, хотя они и будут легитимными, разгорятся политические споры. Проблема тут, однако, не только в политике, но и в коммерческих отношениях. Для «Газпрома» сниженная цена для Украины и Белоруссии, не говоря уже о цене на внутреннем рынке, тоже означает большие неполученные прибыли. «Газпром» тоже пострадал от рецессии.
Единожды привязав цену на газ для Украины к европейскому уровню, «Газпром», скорее всего, будет зубами и когтями держаться за сохранение такого порядка. Также корпорация вместе со своими европейскими клиентами будет лоббировать трубопровод Nord Stream, который, хоть и не заменит собой транзитные маршруты через Украину, всё же смягчит негативные последствия перебоев с поставками для «Газпрома», что не позволит Украине пользоваться своими трубами как козырной картой в торгах.
Одной из главных причин «газовых войн» была зависимость Украины от российского газа и России — от транзитных маршрутов через Украину. Если обе эти зависимости пойдут на убыль, возможно, на смену войнам быстрее придёт «газовый мир».
Саймон Пирани — старший научный сотрудник Оксфордского института энергетики. Его последняя книга называется «Перемены в путинской России. Власть, деньги и народ»