В среду в Москве председатель правления PGNiG Михал Шубский (Michał Szubski) и заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Медведев подписали соглашение о сотрудничестве в газовой сфере, о чем вчера объявили польский и российский концерны. Это трехстороннее соглашение, заключенное между PGNiG, "Газпромом" и польско-российской компанией EuRoPol Gaz, являющейся собственником транзитного газопровода в Германию. Можно сказать, что на практике это договор "Шубский−Медведев", так как они оба являются руководителями наблюдательного совета EuRoPol Gaz, неделю назад отстранившей на три месяца от исполнения обязанностей трех членов управления компании. Обязанности председателя правления временно переданы Шубскому, а заместителя председателя – Медведеву.
Как сообщил "Газпром", не уточняя подробностей, подписанные в Москве документы регулируют вопрос управления EuRoPol Gaz. Известно, однако, что россияне хотели увеличить свое влияние в управлении этой компанией. Урегулирован также вопрос долга "Газпрома" за транзит газа через польскую территорию в течение последних четырех лет. Как сказано в коммюнике PGNiG "стороны считают эти разногласия улаженными".
Означает ли это, что компания PGNiG простила "Газпрому" долг, размер которого оценивался в сумму от 180 до 380 миллионов долларов? Пресс-секретарь PGNiG Иоанна Закшевска (Joanna Zakrzewska) не стала отвечать нам на этот вопрос. Размер задолженности в полной мере не определен, поскольку по этому делу еще идут судебные процессы.
− Я слышал о компенсациях для польской стороны, но не знаю ничего конкретного, − сказал Gazeta Wyborcza председатель совета PGNiG Станислав Рыхлицкий (Stanisław Rychlicki). Неофициальные источники сообщают, что PGNiG в течение нескольких лет будет покупать российский газ со скидкой.
Также из неофициальных источников нам стало известно, что компания PGNiG отказалась от претензий на сумму около 60 миллионов долларов к швейцарской компании "РосУкрЭнерго", главным акционером которой является "Газпром".
− Россияне поставили условие, что для увеличения поставок газа должны быть закрыты все неурегулированные вопросы, − сообщил Gazeta Wyborcza источник, связанный с газовой отраслью, пожелавший сохранить анонимность. В прошлом году "РосУкрЭнерго" не выполнило контакт на поставку 2,3 миллиарда кубометров газа, т.е. одной четвертой от всего объема газа импортированного в Польшу.
Достигнутые в Москве договоренности отвечают поставленному вице-премьером Вальдемаром Павляком (Waldemar Pawlak) ультиматуму. В середине декабря Павляк заявил, что заблокирует утверждение нового договора между правительствами Польши и России об управлении компанией EuRoPol Gaz и поставках газа в Польшу, пока PGNiG и "Газпром" не разрешат споров, в первую очередь о выплате российского долга за транзит. Ранее урегулирования этого вопроса требовал министр госимущества Александр Град (Aleksander Grad).
Как заявили сейчас концерны, трехстороннее соглашение "создает благоприятные условия" для утверждения международного договора. Тогда PGNiG подпишет с "Газпромом" контракт на продление и увеличение импорта газа из России. Как уже договорились PGNiG и "Газпром", с этого года мы будем ежегодно импортировать 10,3 миллиарда кубометров газа, т.е. на 25 процентов больше, чем планировалось ранее. Контракт на импорт газа из России будет продлен с 2022 года до конца 2037, т.е. на 15 лет.
По заявлению PGNiG соглашение с Москвой предусматривает поставки "в соответствии со спросом на польском рынке" до потолка в 10,3 миллиарда кубометров газа в год, что обещает большую эластичность поставок. Поставки будут увеличены через две недели, сейчас же часть польских и российских газет пугает нас газовым крахом из-за нехватки сырья.
Соглашение с Москвой подтвердило, что контракт с "Газпромом" на транзит газа через территорию Польши будет продлен до 2045 года, ранее говорилось о продлении этого договора до 2037 года.
В ближайший вторник соглашение должно быть утверждено правлением PGNiG, а в четверг его обсудит наблюдательный совет. Пока не ясно, должно ли его предварительно утвердить и польское правительство, прежде чем оно утвердит договор с правительством России. Загвоздка заключается в том, что это трехсторонний договор, а его положения также касаются дочерних компаний PGNiG и "Газпрома". Это вызывает вопросы по порядку утверждения соглашения.
− Я уже обратился к юристам, чтобы получить разъяснения по этому вопросу, − сообщил Gazeta Wyborcza председатель совета PGNiG Станислав Рыхлицкий.