Хотя сейчас борьба за пост президента идет в семи часовых зонах к востоку от Вашингтона на территории бывшего Советского Союза, тем, кто следил за избирательными кампаниями в Соединенных Штатах, действующие лица будут хорошо знакомы.
Западные политические советники и консультанты по имиджу проторили дорогу на Украину еще в 2004 году, во времена «Оранжевой революции», свергшей поддерживавшегося Москвой избранного президента Виктора Януковича. В первых рядах оказались крупные американские компании.
Пять лет спустя Пол Манафорт (Paul Manafort) – консультант Республиканской партии по стратегии, фирма которого Davis, Manafort and Freedman, давала советы нескольким американским президентам– помог г-ну Януковичу добиться успеха.
Команда г-на Манафорта давала стратегические консультации Ринату Ахметову, самому богатому человеку в стране, который в 2005 году и представил его г-ну Януковичу.
В итоге он сумел помочь политическому неудачнику, подозревавшемуся в фальсификации выборов 2004 года, стать фаворитом первой после «Оранжевой революции» президентской гонки.
Компания AKPD Media and Message, основанная советником президента Барака Обамы Дэвидом Аксельродом (David Axelrod), консультировала премьер-министра Украины Юлию Тимошенко, занявшую в этом месяце второе место в первом туре выборов. Ее также консультирует участник кампании Обамы Джон Анзалоне (John Anzalone).
7 февраля г-н Янукович и г-жа Тимошенко будут соревноваться во втором туре.
Борис Колесников, депутат парламента и доверенное лицо г-на Януковича, утверждает, что команда г-на Манафорта «оказала серьезное влияние» на стратегию и стиль грубоватого бывшего водителя грузовика, тесно связанного с украинскими олигархами.
Еще одна американская компания - PBN работала с уходящим президентом Виктором Ющенко, но так и не сумела вернуть ему популярность. Несмотря на то, что г-ну Ющенко кроме нее помогал также Марк Пенн (Mark Penn), планировавший кампанию госсекретаря США Хиллари Клинтон, рейтинг героя «Оранжевой революции» 2004 года упал до примерно 5 процентов.
В итоге г-н Ющенко занял в первом туре президентских выборов пятое место. Впрочем, с самого начала у него было мало шансов на переизбрание.
Правила схватки в Киеве намного менее прозрачны, чем в Вашингтоне, кампании часто финансируются средствами из сомнительных источников. Избирательное законодательство, которое должно контролировать финансирование и этические вопросы, работает слабо.
Однако рынок все равно остается привлекательным. По словам одного из американских консультантов, работающих в Киеве, сумма годового контракта составляет от 2 до 4 миллионов долларов. Кампания общегосударственного уровня в США, конечно, приносит больше, однако и этого вполне достаточно, чтобы подработать во время не слишком насыщенного выборами периода на родине. «Это богатая страна», - заметил один из советников.
Вице-президент PBN американец с украинскими корнями Мирон Василик считает Украину важным рынком для крупных компаний специализирующихся на политическом пиаре. «Это одна из самых больших стран Европы, и большинство крупных партий здесь поддерживает большой бизнес, способный финансировать профессиональную организацию кампаний».
«В стране действуют также французские и британские советники, но американцы привлекают больше внимания».
По словам консультантов, политиков интересуют стратегические советы как по внутренней политике, так и по обретению легитимности в глазах Запада.
Еще одним признаком произошедшего после спорных президентских выборов 2004 года сдвига Киева в сторону Запада стало менее активное участие в кампании политических консультантов из Москвы.
По словам киевского профессора социологии Михаила Винницкого, «российские советники знают, как организовать кампанию в путинском стиле с привлечением административного ресурса. На Украине такая тактика больше не работает».