Как же следует выстраивать отношения с Россией? Этот вопрос вновь встал в 2008 году в виду целого ряда новых факторов: тандем Путин-Медведев, война в Грузии, экономический кризис, новая дипломатия Барака Обамы. Ответ французской дипломатии выглядит просчитанным и аргументированным, но в нем есть при этом немало неясного и двусмысленного. Так давайте разберемся, ведь 2010 – это "перекрестный" год Франции и России, и президента Дмитрия Медведева в марте ожидают с визитом в Париже.
Главный аргумент заключается в том, что Россия не является врагом или угрозой для Европы, но представляет собой неизбежного партнера, с которым нужно пытаться установить самое тесное сотрудничество. Внутренние проблемы страны (демографический спад, слабо диверсифицированная и зависящая от углеводородов экономика), а также давление со стороны Китая в перспективе должны заставить ее окончательно повернуться в сторону Запада. Другими словами, все ее громкие и великодержавные заявления скрывают тот факт, что на самом деле она больше похожа на игрушечного медведя.
Россия – сложный партнер. Об этом свидетельствуют неоднократные газовые кризисы, военная операция на Кавказе и отказ от таких документов как Европейская энергетическая хартия или Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Решением здесь может быть только терпеливое объяснение. Нужно сделать так, чтобы Россия изменила свое отношение и поняла, что лишь "цивилизованное" поведение может принести ей желаемые результаты и в первую очередь уважение на международной арене.
С французской стороны, желание сотрудничать с Москвой по таким крупнейшим проблемам мировой безопасности, как например Иран, соседствует с одним очень серьезным опасением: боязнью того, что на европейском континенте Францию может обойти могущественный экономический и энергетический тандем России и Германии. И чтобы вернуть себе утраченные позиции, Париж сейчас использует преимущество опыта переговоров с Москвой по военно-политическим вопросам.
Открытость Франции российским предложениям по реформе "архитектуры" европейской безопасности прекрасно вписывается в эту логику несмотря на то, что немало дипломатов задаются вопросом, каково будет содержание такой дискуссии. В период президентских выборов на Украине намерения России разгадать предельно просто. Москва наблюдает за голосованием, придерживаясь в уме доктрины ограниченного суверенитета, которую она разработала для стран, входящих в ее сферу влияния. Во время конфликта в Грузии российские официальные лица не скрывали, что настоящей целью была Украина, которую Россия в итоге намеревалась вернуть под свое крыло. В этой связи, в Москве по-прежнему будут пристально следить за отношениями своего соседа с Францией и Европой.
Тем не менее, воспоминания об эпохе двух сверхдержав по-видимому все еще не оставляют Россию, из-за чего она сосредотачивает все свое внимание на единственно важном по ее мнению игроке на международной арене: США. Переговоры по СНВ стали отличной возможностью для того, чтобы попытаться повысить свой статус и добиться вознаграждения за уступки. Во Франции же с недоумением наблюдают за относительным отходом США от решения европейских вопросов.
Демонстрация прочных отношений с Францией не является для России лишь романтическим отзвуком союза 1892 года или дягилевских балетов. Это позволяет ей играть на разногласиях между европейскими странами по уже отработанной в прошлом схеме. Более того, начатые в 2009 году переговоры "Газпрома" с GDF Suez и EDF ослабили общеевропейский энергетический проект и изменили само понятие "диверсификация": теперь речь идет о диверсификации путей доставки, а не самих поставщиков!
Для улучшения отношений с Москвой Париж даже решил воздержаться от высказываний по поводу того, что условия составленного Николя Саркози летом 2008 года договора о прекращении огня на Кавказе не были выполнены. Полный вывод российских войск из Грузии так и не состоялся. То же самое касается и возвращения беженцев, свободного доступа к гуманитарной помощи или присутствия наблюдателей ООН и ОБСЕ. Что до защиты основополагающих ценностей, здесь мы видим уступки даже в самых верхних эшелонах власти. "Сегодня Россия – это демократическое государство", заявил Франсуа Фийон (François Fillon) 27 ноября 2009 года после встречи с Владимиром Путиным.
В то же время рост числа политических убийств в России не оставляет сомнений в пути дальнейшего развития страны. Французские чиновники решили, тем не менее, что ни к чему хорошему публичные обвинения не приведут. Пришло время осторожных шагов и заявлений во избежание недовольства официальной Москвы. При этом отношения двух стран сегодня отличаются чрезмерной персонализацией: в Париже надеются, что "реформатор" Дмитрий Медведев в будущем сможет освободиться от опеки своего жесткого наставника Владимира Путина. Но мнения относительно реальности подобной перспективы сегодня многочисленны и противоречивы.