Москва. Виктор Семенов в 1990 году занимался выращиванием салата в коллективном хозяйстве недалеко от Москвы, когда к нему заехал представитель ресторана Макдоналдс. Компания только что открыла ресторан. Не может ли он продавать по несколько ящиков салата каждую неделю?
Помощник господина Семенова поначалу отклонил это предложение. Один ресторан – это слишком незначительныЙ заказ.
«Я сказал ему: «Друг мой! Тебе известно, сколько всего на Западе ресторанов Макдоналдс?, - вспоминал недавно господин Семенов. – Я сказал: «Продай ему салат по любой цене. Это наша новая стратегия».
Так господин Семенов создал компанию, которая захватила почти весь рынок упакованных свежих овощей в России.
Купи один гамбургер – второй бесплатно! С таким специальным предложением в сопровождении традиционного российского аккордеона Макдоналдс отмечал в понедельник 20-ю годовщину открытия своей первой закусочной в Советском Союзе, перед которой выстраивались длинные очереди.
Однако в начале этого года компания отмечала еще и другую веху– передачу на аутсорсинг производства последнего продукта – булочки для гамбургера – на собственной фабрике недалеко от Москвы, которая называется McComplex. Она была построена еще до того, как был открыт первый ресторан. В большинстве других мест компания Макдоналдс покупает ингредиенты , а не производит их сама. Но в Советском Союзе просто не было частного бизнеса, способного поставлять примерно 300 ингредиентов, необходимых для работы одной закусочной Макдоналдс.
Все, начиная от замороженной картошки фри и до начинки пирога, - все это надо было начинать производить с чистого листа на построенной и постоянно расширявшейся фабрике.
Макдоналдс – это всегда хорошая линза для того, чтобы посмотреть на приблизительно 118 стран, в которых работают эти закусочные. За 20 лет, которые прошли с момента открытия первого ресторана Макдоналдс в России, появилось достаточное количество предприятий, способных поставлять почти все ингредиенты, необходимые для работы ресторана.
Сегодня частный бизнес поставляет сети ресторанов Макдоналдс 80 процентов ингредиентов , что представляет собой обратную пропорцию по сравнению с тем, как это было в момент открытия в 1990 году, когда 80 процентов ингредиентов надо было импортировать.
Начиная с соленых огурцов, которые теперь поставляет агрофирма Анатолия Ревякина, все необходимое производилось на 9 линиях на фабрике McComplex, что влекло за собой создание десятков новых бизнесов, некоторые из которых теперь входят в число самых успешных в российской системе общественного питания.
Булочки и пирожки по-прежнему производятся на фабрике McComplex, однако теперь это делает независимый подрядчик, а здание выставлено на продажу.
«Наша цель состоит в том, чтобы передать этот бизнес в руки независимых поставщиков», подчеркнул в интервью старший управляющий компании Макдоналдс Джим Скиннер (Jim Skinner).
Господину Ревякину – фермеру, занимавшемуся в 1990 году выращиванием огурцов, - McComplex передал контроль над линией по производству маринадов, и таким образом он стал огуречным королем российской системы промышленного общепита. В настоящее время он продает соленые огурчики трем ресторанным сетям и собирается стать поставщиком компании Heinz, занимающейся производством соусов.
«На продаже огурцов мы зарабатываем 2 миллиона долларов в год», отметил он в телефонном интервью.
Фирма господина Семенова «Белая дача», занимающаяся производством резаного салата, уже имевшая опыт работы с западными компаниями благодаря договору с Макдоналдс, стала стремительно расти, когда в последнее десятилетие супермаркеты западного стиля пришли в Россию и принесли с собой витрины с холодильными установками, на которых можно было выставить предварительно упакованный салат. Сегодня он продает 150 типов салата и по праву считается салатным магнатом России.
Добившись успеха в бизнесе, господин Семенов стал заниматься политикой, и теперь он - депутат парламента от правящей партии «Единая Россия».
Молочное производство отошло к компании Вим-Билль-Данн, которая занимается упаковкой молока и соков. Она была первой российской пищевой компанией, акции которой стали котироваться на нью-йоркской фондовой бирже с 2002 года.
В прошлом году российская компания Мираторг стала поставлять все необходимое для Чикен Макнаггетс. Лучшего момента для Макдоналдс нельзя было и придумать, так как торговая война поставила под вопрос импорт цыплят в Россию.
Сегодня замороженный картофель фри все еще импортируется, хотя это и странно, если учитывать, что русские славятся своим умением выращивать картофель. Проблема состоит в обеспечении ценовых преимуществ при переработке, признается один из руководящих сотрудников Макдоналдс. Русские все еще продолжают покупать сырой картофель в супермаркетах, вместо того чтобы переключиться на замороженный вариант. Пока производство замороженного картофеля не подтянется, Макдоналдс один не в состоянии обеспечить объемы, необходимые для открытия завода по переработке картофеля.
С самого начала работы этой фабрики, на строительство которой было затрачено 50 миллионов долларов, компания, по словам президента компании Макдоналдс в России Хамзата Хасбулатова, хотела передать эти функции другим производителям и в конечном счете вообще ее закрыть.
Заключение равноправных сделок с поставщиками позволяет компании Макдональдс отойти в сторону и не взаимодействовать с получившими франшизу предприятиями, а также с предприятиями по переработке продуктов питания. Работающие в России 235 ресторанов лицензий пока еще не имеют. «Мы знали с самого первого дня, что наша задача состоит в том, чтобы передать все эти функции на аутсорсинг», подчеркнул господин Хасбулатов.
По словам Хасбулатова, сегодня в ресторанах Макдоналдс в России работают 25 000 человек, однако в сети поставщиков компании занято намного больше - 100 000 человек.
Хотя компания Макдоналдс и опиралась на собственное производство на начальном этапе, она была вынуждена быстро реагировать на происходящие изменения и не отставала от самых передовых тенденций и глобальных инициатив в этом бизнесе.
Вытеснение по всему миру кофейных сетей, к примеру, прошло здесь обкатку на раннем этапе. Кофейни МсCafes открылись здесь в 2003 году, а напитки типа эспрессо подают во многих ресторанах. Эта концепция была реализована в Америке в прошлом году.
Для Макдоналдс приведение России в соответствие со своей горизонтальной бизнес-моделью как никогда важно, та как эта страна является значимым рынком, и ее показатели продаж в одном магазине (same store sales – то есть в магазинах торговой сети, открытых больше года – прим. перев.) быстро растут. Находящийся за границей бизнес компании обычно лидирует как по количеству открываемых ресторанов, так и по росту объемов продаж в уже существующих закусочных.
Работающие в России рестораны Макдоналдс в среднем в два рада больше загружены, чем в Соединенных Штатах. В России на один ресторан в год приходится 850 000 посетителей, тогда как на родине - только 400 000.
Макдоналдс планирует инвестировать 150 миллионов долларов в России в этом году и открыть 45 новых ресторанов, а также подновить уже существующие.
И это также хорошая новость для поставщиков – всем этим точкам общественного питания потребуется очень много резаного салата.