Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Одна труба, две глубины

14 февраля 2010 года истекает срок, в который могут быть поданы жалобы по вопросам прокладки газопровода "Северный поток"

© ReutersТрубы нордстрим Nord Stream строительство
Трубы нордстрим Nord Stream строительство
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несогласованность позиций представителей польского руководства, различия в оценках и очевидное пренебрежение проблемой лишь усилили убежденность немцев в том, что они могут не опасаться протестов Польши по поводу инвестиции консорциума Nord stream.

Несогласованность позиций представителей польского руководства, различия в оценках и очевидное пренебрежение проблемой лишь усилили убежденность немцев в том, что они могут не опасаться протестов Польши по поводу инвестиции консорциума Nord stream. Заместитель министра государственного казначейства Миколай Будзановский (Mikołaj Budzanowski), правда, заявляет, что Польша категорически требует вкопать газопровод в морское дно там, где он будет пересекаться с судоходным фарватером, ведущим к портам в Щецине (Szczecin) и Свиноуйсьце (Świnoujście). Однако директор Морского департамента в Щецине Анджей Боровец (Andrzej Borowiec) придерживается мнения, что газопровод на отрезке, пересекающим т.н. северный фарватер, судам угрожать не будет.

По мнению многих экспертов, в тех местах, где по дну пройдет труба, в настоящий момент фарватер имеет глубину 14-15 метров. Если проложить там трубу диаметром 1,4 метра и придерживаться нормы 2 метров пространства под килем, останется  11,6-12,6 метров глубины, что автоматически означает, что суда с осадкой более 13,2 метров войти в порт не смогут. Как заявляет польская сторона, труба на дне помешает будущему развитию обоих польских портов, поскольку для свободного прохода в них судов с осадкой 15 метров будет необходимо как минимум 17 метров глубины.

Немцы признают, что "в принципе, следует согласиться с утверждением, что планируемый газопровод уменьшит используемые участки судоходных глубин, что может привести к ограничениям для судов с большой осадкой", одновременно советуя нанести трубопроводы на морские карты, чтобы каждый капитан мог получить точную информацию и выбрать наиболее безопасный путь для своего судна. Одновременно с этим, на основании проведенного хитроумного анализа, они убеждают, что проход судов с осадкой 13,2 метра, таких, как предусматривает текущее состояние расширения польского порта, после прокладки трубопровода "будет, в принципе, возможен". Они утверждают, что в тех местах трубы будут проложены на глубине от 18,1 до 18,6 метра. "В месте пересечения рекомендуемого водного пути с трубопроводом глубина воды согласно официальным морским картам составляет от 18,1 до 18,6 метра, что было подтверждено представленными компанией Nord stream исследованиями", − гласит разрешение, выданное немецкой стороной. И здесь появляется принципиальная разница, поскольку польская сторона утверждает, что трубы будут положены на глубине 14-15 метров, а немецкая – говорит о большей глубине (исследования были проведены самой компанией Nord stream).

Сделало ли правительство все возможное?

Представители правительства Дональда Туска (Donald Tusk) вроде бы критикуют строительство газопровода, но последовательности в их действиях не видно. Как следует из содержания немецкого разрешения, польская сторона была приглашена 17 июня в Штралзунд (Stralsund) на консультации по вопросу строительства "Северного потока". Однако в этот срок никто от польской стороны там не появился. Немцы решили, что поскольку за этот срок никаких возражений не поступило, значит, дело улажено. В беседе с нашим изданием директор польского отдела "Гринпис" Роберт Циглицкий (Robert Cyglicki) сказал, что практически наверняка, если дело дойдет до споров, немецкая сторона использует аргумент, что раз мы не приезжаем на консультации, это означает, что данная проблема нас на самом деле не волнует. Как сказано в немецком разрешении еще в 2007 году, когда у власти находилась партия "Право и Справедливость" (PiS), Польша проявляла большой интерес к участию в консультациях по вопросу строительства газопровода, радикальное изменение нашей позиции последовало за сменой правительства.

Последний шанс на обжалование

Как нам удалось выяснить в немецком Федеральном ведомстве судоходства и гидрографии (BSH) в Гамбурге, польская сторона теоретически еще имеет возможность обжаловать решение, представленное в разрешении на строительство газопровода "Северный поток", но, в принципе, даже это не остановит данную инвестицию, а может лишь привести к дополнительному рассмотрению данной жалобы BSH. В беседе с нашей газетой представительница Отдела морского регулирования немецкого Федерального ведомства судоходства и гидрографии Кэтлин Ретцлафф (Kathleen Retzlaff) сообщила, что срок для подачи польской стороной любого рода жалобы истекает 14 февраля текущего года. До настоящего момента жалоб не поступало.

Может быть с Литвой?

Еще не поздно для того, чтобы Польша и Литва смогли совместными усилиями приостановить строительство "Северного потока", считает кандидат в министры иностранных дел Литвы Аудронис Ажубалис (Audronis Ażubalis). Во вчерашнем интервью для польской радиостанции "Znad Wilii" он подчеркнул, что главы сеймов обеих стран должны направить в Европейскую комиссию жалобу и ходатайство на проведение независимого исследования окружающей среды и оценки угроз, которые может принести строительство газопровода Балтийскому морю. Ажубалис подчеркнул, что в настоящий момент одна треть площади Балтики с экологической точки зрения является "мертвой". По его мнению, строительство "Северного потока" может привести к ухудшению ситуации.


Пресс-секретарь Nord Stream Штеффен Эберт (Steffen Ebert) подтвердил, что строительство газопровода начнется весной этого года. Он опроверг сообщения о наличии у российско-немецкого консорциума каких-либо финансовых проблем. Проект будет финансироваться 27 банками разных стран.

Несколькими днями ранее мы получили от Штеффена Эберта информацию о том, что немецкое правительство оказывает консорциуму щедрую помощь, предоставляя ему кредитные гарантии на общую сумму в 2,6 млрд. евро.
− Мы получили согласие на правительственные кредитные гарантии, которые разделены на два транша, то есть, во-первых, немецкое правительство предоставило нам гарантии на кредит в размере 1,6 млрд. евро в банке Hermes, а во-вторых, мы получим 1 млрд. на т.н. несвязанные финансовые кредиты, − сообщил нам Штеффен Эберт. Он добавил, что это суммы, гарантированные немецким федеральным правительством.

Газопровод "Северный поток" включает в себя две проложенные по дну Балтийского моря нитки протяженностью 1220 км с пропускной способностью до 27,5 миллиардов кубометров газа в год каждая. Он пройдет от российского Выборга до района немецкого Грейфсвальда (Greiswald). Согласно планам первая нитка должна быть введена в эксплуатацию в конце 2011 года, вторая − в 2012 году. Стоимость проекта оценивается в сумму около 7,5 миллиардов евро. Акционерами консорциума Nord Stream являются российский "Газпром" (51 %), немецкие концерны E.ON-Ruhrgas и BASF-Wintershall (по 20 %) и голландская компания Gasunie (9%).