ВАШИНГТОН. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад заявил, что его правительство согласно на заключение соглашения об обмене ядерным топливом под контролем ООН. Администрация Обамы считает это соглашение важным условием для ограничения возможностей Тегерана по созданию ядерного оружия.
Иранский лидер выступил с этим заявлением во вторник по государственному телевидению. Однако оно было встречено с глубоким скептицизмом западными дипломатами, которые наблюдают за резкими маневрами Тегерана с октября, когда было выдвинуто предложение об обмене ядерным топливом.
Высокопоставленные американские представители заявляют, что Ахмадинежад не сообщил о своем согласии Международному агентству по атомной энергии, являющемуся контрольным ядерным органом ООН.
"Сделка по-прежнему на столе, - заявил официальный представитель госдепартамента США Филип Кроули (P.J. Crowley), - мы точно не знаем, что сказал Ахмадинежад, но если он готов сказать "да", то это хорошие новости. Он должен связаться с МАГАТЭ".
Многие американские и европейские дипломаты говорят, что заявление Ахмадинежада имеет целью повернуть вспять международную кампанию по введению санкций против Ирана за его работы в ядерной области. В последние дни администрация Обамы начала передавать странам-союзницам списки иранских организаций и ведомств, против которых Вашингтон хочет ввести санкции в рамках новой резолюции Совета Безопасности ООН, говорят видевшие эти документы представители. В эти списки попал иранский Центробанк и компании, находящиеся под управлением элитного воинского формирования – Корпуса стражей исламской революции.
"Иран продолжает свои попытки внести раскол в международное сообщество по вопросу санкций, - заявил один европейский дипломат, занимающийся Ираном, - не вижу, в чем отличие этой новой инициативы".
Администрация Обамы заявляет, что менять условия соглашения она не собирается.
Заявление Ахмадинежада прозвучало на фоне усиливающейся внутри страны критики в адрес его режима. Ведущий представитель иранской оппозиции подверг во вторник резкой критике правящий класс страны.
Мир Хоссейн Мусави (Mir Hossein Mousavi) сказал, что несмотря на прошедшую 31 год назад исламскую революцию, тирания и диктатура сохраняются. "Диктатура под именем религии это самый отвратительный вид угнетения", - заявил Мусави в комментариях, размещенных в виде интервью на его вебсайте kaleme.org.
Ахмадинежад в сделанном во вторник заявлении также выразил надежду на выдачу трех американских туристов, арестованных правительством Ирана в прошлом году. Он особо подчеркнул, что Тегеран может обменять американцев на иранцев, удерживаемых в тюрьмах США.
Если Ахмадинежад сообщит о своем согласии на план обмена ядерным топливом в МАГАТЭ, то это станет сигналом о крупной уступке со стороны Ирана в борьбе c его ядерными амбициями.
План этот, разработанный ООН и нашедший поддержку у США и других западных государств, предусматривает отправку Тегераном до 70 процентов его запасов низкообогащенного урана в третьи страны, где он будет переработан в топливные стержни для использования в иранском исследовательском реакторе.
Американские представители полагают, что эта сделка ограничит возможности Тегерана по созданию в ближайшее время ядерного оружия, поскольку большая часть его расщепляющихся материалов окажется в руках третьих стран, предположительно России и Франции. Это соглашение должно также способствовать наращиванию мер доверия между Ираном и Западом, в результате чего можно было бы выиграть время для заключения более масштабного договора с целью прекращения ядерной программы Тегерана.
"У нас нет проблем с отправкой обогащенного урана за границу, - заявил Ахмадинежад, выступая на иранском государственном телевидении, - если мы отправим наш обогащенный уран за рубеж, а они взамен не дадут нам 20-процентное обогащенное топливо для нашего реактора, то мы сможем произвести его в Иране".
Вначале Ахмадинежад выразил поддержку соглашению по ядерному топливу, однако столкнулся с жесткой оппозицией в иранском парламенте, в том числе, с противодействием оппозиционных лидеров. Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи также высказался против этой сделки, назвав ее заговором Запада.
Американские и европейские дипломаты в последние недели говорили о том, что считают эту сделку фактически безнадежной. Во вторник некоторые западные дипломаты заявили, что скептически относятся к заявлениям Ахмадинежада, не веря в то, что в позициях Тегерана произошли существенные изменения. Наоборот, говорят они, такие заигрывания могут быть нацелены на внесение раскола в ряды членов Совета Безопасности ООН.
В последние дни американские и европейские представители выражают растущую уверенность в том, что Россия теперь поддержит новую резолюцию ООН о санкциях против Ирана.
Москву вместе с Китаем вначале считали главным препятствием на пути введения новых карательных финансовых мер. Однако российские официальные лица выразили недовольство в связи с отказом Ирана от соглашения об обмене ядерным топливом, в разработке которого свою помощь оказало правительство премьер-министра Дмитрия Медведева (так в тексте – прим. перев.).
Однако Пекин по-прежнему выступает против новых санкций по Ирану, о чем он неоднократно заявлял в последние дни. Китай выступил с призывом дать больше времени дипломатии, чтобы она до конца использовала свои возможности. Американские представители во вторник выразили опасение в том, что Китай воспользуется новым заявлением Ахмадинежада, выдвинув его в качестве основания для отказа от ужесточения санкций.
Официальные лица, ознакомившиеся с новым перечнем санкций США против Ирана, говорят о том, что эти санкции способны нанести сокрушительный удар по иранской экономике. Министерство финансов США долгие годы вынашивает идею о внесении иранского Центрального банка в черный список, чтобы исключить Иран из мировой финансовой системы.
Статья написана при участии Чипа Камминса (Chip Cummins) и Фарназа Фассихи (Farnaz Fassihi).