Российская экономика раскачивается как часовой маятник. На долю России выпали за последние годы как взлеты так и (очень глубокие) падения. После 6% роста в 2008 году ВВП страны скатился по первым официальным данным на 7,9% в 2009 году. Прошедший год стал самым тяжелым со времен кризиса 1998 года, сказал президент Дмитрий Медведев. Подобные экономические скачки объясняются целым рядом причин, важнейшей из которых является зависимость от нефти.
"Снижение цены барреля на 20 долларов приводит к падению ВВП на 4%", считает Франсуа Тере (François Théret) из инвестиционного банка Natixis. Падение цены Urals со 143 долларов за баррель в июле 2008 года до 32 долларов в декабре резко ускорило развитие кризиса в первом полугодии 2009 года.
Тем не менее, глубокая рецессия российской экономики не связана исключительно со стоимостью нефти. Некоторые погрязшие в долгах отрасли оказались в просто безвыходном положении из-за кризиса на рынке кредитов. "Ни у банков, ни у компаний не было средств для финансирования инвестиций", объясняет Жорж Соколофф (George Sokoloff) из исследовательского центра Cepii. "И очень многим из них пришлось в итоге обратиться к международным рынкам". Всего из-за границы поступило более 437 миллиардов долларов.
"Огромные задолженности олигархов вынудили их брать кредиты под залог акций собственных компаний", - говорит Маттье Белондрад (Mattieu Belondrade) из Natixis. "И когда котировки бумаг рухнули, они оказались в ловушке".
Катастрофы не произошло
Во всяком случае, России удалось избежать повторения катастрофы 1998 года, когда руководству страны пришлось пойти на дефолт. Банковская система тоже смогла выдержать удар. Несмотря на видимую раздробленность (более 1300 организаций), она на самом деле является в достаточной степени централизованной. Так, например, "Сбербанку" принадлежит 40% от общего числа вкладов. Центробанк страны также успешно воспользовался своими резервами в 600 миллиардов долларов, чтобы сдвинуть с мертвой точки рынок кредитования. В результате экономическая инфраструктура России по-прежнему остается на ногах.
"Этот кризис нужно рассматривать под позитивным углом: он может прозвучать как сигнал тревоги и показать русским, что они чересчур зависят от экспорта сырья", - уверен Франсуа Тере. И в России, похоже, это уже осознали. Правительство решило увеличить зарплаты чиновников и улучшить финансовое положение пенсионеров. Уровень внутреннего потребления в стране за прошлый год упал еще сильнее ВВП, рухнув на 8,1%.
Планы на будущее
Москва также намеревается создать национального лидера в авиационной промышленности на основе оставшихся с советских времен предприятий. Вхождение Renault в капитал "АвтоВАЗа" возродило российские надежды на достижения в автомобильной отрасли. Создать конкурентоспособный бренд – значит открыть двери на среднеазиатские рынки, считают в Москве. Но когда речь заходит о диверсификации экономики, "тянуться она может и до 50 лет", - подчеркивает Маттье Белондрад.
Тем временем, экономика страны должна уже в этом году выйти из минуса. Прогнозов на этот счет очень много, и все они колеблются в промежутке от 1,5% до 5%. Международный валютный фонд со своей стороны ожидает рост ВВП на уровне 3,6%. Такие существенные расхождения отражают "извечную неуверенность" относительно всего, что касается России, напоминает Франсуа Тере.