В столице России снова протестуют и арестовывают. В воскресенье на уже знаковой Триумфальной площади Москвы задержали около 150 участников дежурного митинга "несогласных". Начиная с лета прошлого года, в конце каждого месяца, который насчитывает 31 день, люди выходят на защиту 31-й статьи российской Конституции, которая якобы обеспечивает свободу собраний. И каждый раз эти собрания запрещают. Если 31 декабря оппозиционеры обратились к вынужденной шутке, "притворившись" участниками новогодних гуляний (московская власть не разрешила проводить акцию, сославшись на то, что к тому времени в центре города будут проходить празднование), то 31 января уже прямо заявляли о цели митинга. Хотя, запрещая его проводить, мэрия снова ссылалась на то, что Триумфальная площадь будет занята мероприятием - на этот раз "Зимними забавами".
Митинг был многолюдным - по различным данным, пришло от 500 до тысячи человек. Также на площади собралось много журналистов. "Охрану" собрания уже традиционно обеспечивали едва не втрое большее количество милиционеров.
Как сообщает радио "Свобода", около 18-ти часов представители правоохранительных органов стали искусственно суживать проход к метро, сдвигая металлические заграждения, из-за чего возникла давка. Фактически сразу начались задержания: участников акции хватали и грубо заталкивали в "автозаки", не забывая лишний раз ударить резиновой дубинкой, носком ботинка и т.п.
Среди прочих арестовали членов бюро оппозиционного движения "Солидарность" Бориса Немцова и Илью Яшина, лидера движения "Мы" Романа Доброхотова, руководителя правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова, а немного спустя - одного из руководителей коалиции "Другая Россия" Эдуарда Лимонова. В комментарии сайта Granі.ru Лимонов сообщил, что "на этот раз сотрудники милиции действовали особенно жестко".
Главу Московской Хельсинской группы Людмилу Алексееву, которую 31 декабря задержали омоновцы (учитывая Новый год, 82-летняя правозащитница была в костюме Снегурочки), на этот раз "пожалели". Как уверяют правоохранители, они делали все, чтобы защитить Людмилу Михайловну: дескать, вокруг Алексеевой собралась большая толпа, поэтому, чтобы обезопасить ее от давки, женщину плотным кольцом окружили бойцы спецотряда и начали выводить из толпы за металлические ограждения.
"Наглое вранье! - пришел в негодование в ответ на эти заявления милиции Борис Немцов. - Они давили на нас и сжимали ее так, что мужественная Людмила Михайловна была вынуждена кричать, чтобы они ее не раздавили. Негодяи конченные!" - заявил политик в интервью радио "Свобода", которое давал, сидя в "автозаке". По словам Немцова, милиционеры вели себя, "как звери - хватали, крутили, кричали, визжали, толкались, сжимали вокруг Людмилы Михайловны толпу". Правда, самая Алексеева подтвердила, что милиция ее не задевала: "Очевидно, было указание, чтобы бабушка не умерла во время митинга, так как будет международный скандал", - предположила правозащитница.
Уже поздним вечером воскресенья большинство арестованных отпустили, хотя Немцову и другим еще предстоит предстать перед судом за "нарушение общественного спокойствия". Правозащитники и оппозиционные активисты заявляют, что будут проводить (или будут стараться проводить) такие акции в Москве и в дальнейшем. Следующая запланирована на 31 марта.
Кроме Москвы, акцию несогласных разогнали в Петербурге (собралось свыше 300 человек, задержано свыше 30). Во Владивостоке, Астрахани, Иркутске, Омске и Мурманске аналогичные митинги прошли спокойно и без конфликтов с правоохранителями.
Кстати
30 января жители Калининграда вышли на митинг протеста против действующей власти, в частности, против повышения тарифов ЖКХ и увеличения транспортного налога. Под лозунгами на манер "Прогнившую "Единую Россию" пора слить в политический унитаз!" собрались свыше 10 тысяч человек, вместе с политиками разных сил - от ЛДПР Владимира Жириновского и коммунистов с представителями "Солидарности" (в частности, в Калининград приезжали Немцов и Яшин).
Перевод: Антон Ефремов