Директор иранского агентства по атомной энергетике Али Акбара Салехи (Ali Akbar Salehi) включил вчера Бразилию в список стран, куда правительство Ирана согласится отправить уран для обогащения до 20%, и тем самым избежать подозрений относительно его применения в возможных военных целях, в соответствии с предложением Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Салехи сказал, что предпочтение будет оказано странам Азии (возможно, Японии), однако он также указал на Францию и Бразилию в качестве возможных вариантов. "Мы ведем переговоры с этими странами", заявил Салехи агентству Ilna.
Заявление Салехи вызвало удивление в Бразилиа. "Ни в одном из разговоров между правительством Бразилии и Ирана не рассматривалась возможность обогащать иранский уран у нас", заявил министр иностранных дел Селсу Аморим (Celso Amorim) через свою пресс-службу. Президент атомной промышленности Бразилии Альфреду Транжан Фильу (Alfredo Tranjan Filho) также отверг возможность заключения соглашения в этом направлении, напомнив, что нынешняя производительность его отрасли пока не в состоянии удовлетворить спрос даже в Бразилии.
Заявление руководителя иранской ядерной программы состоялось на следующий день после того, как иранский президент Махмуд Ахмадинежад впервые признал возможность отправки низкогообогащенного урана (3,5%) на дообогащение до 20% в другие страны, что является одним из требований МАГАТЭ для признания ядерной программе Ирана, у которой, как утверждает Тегеран, сугубо гражданские цели.
В бразильском внешнеполитическом ведомстве считают, что версия о том, что Бразилия может быть вовлечена в эту схему для достижения соглашения между Тегераном и Западом, обязана своим происхождением искаженным заявлениям Салехи.
По словам дипломата, который следит за этой темой, бразильское правительство готово действовать на другом фронте - восстанавливать доверие между Ираном и Западом. Для того, чтобы добиться этой цели бразильские власти работают в тесном контакте с французским и американским правительством и правительствами других стран. Вчера, Аморим говорил по телефону с министром иностранных дел Ирана Манучехром Моттаки (Manouchehr Mottaki). А до этого он позвонил российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову и министру иностранных дел Турции Ахмету Давутоглу (Ahmet Davutoglu).
Во вторник в Париже Аморим заявил, что Запад должен настаивать на обсуждении соглашения, по которому можно было бы обменивать обогащенный уран на ядерное топливо. В тот же день Ахмадинежад выразил готовность присоединиться к предложению МАГАТЭ.
Заявление Ахмадинежада, однако, было встречено со скептицизмом секстетом - группой из пяти стран-постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и Германии. Причина осторожности - постоянное изменение своей позиции на переговорах иранским режимом. Первоначально, в октябре, Иран согласился с условиями предложения секстета, которые ему сделали в сентябре. Впоследствии это было расписано как первая дипломатическая победа Президента США Барака Обамы. Позже, в январе, иранцы пошли на попятную.