Евросоюз уговаривает Минск двигаться ему навстречу. Нет-нет, мы вас не торопим, просто все еще надеемся! — звучит из объединенной Европы. В Брюсселе думают над классическими вопросами «кто виноват?» и «что делать?». С первым, более-менее, они определились: ход за Минском. Над вторым вопросом еврочиновники думать устали. Внятной стратегии развития отношений нет, во всем преобладает формализм. С белорусской стороны — не меньший. Как в октябре 2008 года стартовал диалог Беларуси и ЕС, так и продолжается: при удобных моментах стороны обмениваются любезностями и надеждами.
Посол председательствующей в ЕС Испании в России и Беларуси Хуан Антонио Марк Пухоль заехал в Минск и перед встречей с главой МИД Беларуси напомнил прессе, что ЕС все еще ждет. Послушать голос Европы собралось очень большое количество журналистов государственных и независимых СМИ. Первый канал Национального радио прислал сразу трех человек, чтобы ни слова не упустить. Но никаких сенсационных заявлений Пухоль не сделал — лишь повторил старые, которые еще не успели забыться. Европа оптимистично настроена на конструктивный диалог с Минском о том, что помогло бы развитию отношений. Негатив пока оставляют в стороне: на столе переговоров только пряники.
Звучит логично — чем больше прогресса Беларусь будет делать в области демократии, тем больше прогресса будет в отношениях с Евросоюзом. Испанский дипломат конкретизировал: «Развитию отношений помогло бы принятие Беларусью общих ценностей. В частности, развитие государства, в основе которого лежит демократия, что предполагает свободные выборы и наличие разных политических партий. Они помогли бы объединить Беларусь и помочь нашему диалогу».
Политику «Восточного партнерства» Мадрид рассматривает как рамки для активизации взаимодействия со странами Восточной Европы. Посол Испании приветствовал большое количество проектов, которые Минск направил на согласование для реализации в рамках многосторонней платформы. Сейчас проекты анализируются.
2 февраля на встрече с министром иностранных дел Беларуси Сергеем Мартыновым Пухоль планировал обсудить пути развития отношений ЕС и Беларуси, а также возможности преодоления экономического кризиса.
Розмари Томас, посол Великобритании, которая представляет в Беларуси испанское председательство, также заверила, что речь идет не о препятствиях, а о возможностях. Мол, ЕС не раз объяснял свои ожидания и демонстрировал то, что готов предложить взамен. Беларусь может диктовать темп диалога, а мяч сейчас на белорусской стороне поля, шаг за Минском, указала она. Самые резкие из всех дипломатических телодвижений делал, как ни странно, посол Венгрии. После вступления в силу Лиссабонского соглашения Венгрия — одна из трех стран-председателей ЕС на ближайшие полтора года.
Ференц Контра фактически заявил, что именно Минск тормозит подписание соглашения с Литвой и Польшей об облегчении визового режима для жителей приграничных территорий. По его словам, Вильнюс и Варшава готовы подписать все документы.
Обеспокоен Евросоюз также снижением экспорта в Беларусь, который упал после вступления в силу Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. С сожалением дипломаты комментировали отказ, который молодежный активист Татьяна Шапутька получила на свой запрос о восстановлении в БГУ. Ее отчислили после участия в конференции в рамках «Восточного партнерства».
Приветствовали послы готовность парламента Беларуси начать дискуссию в обществе о введении моратория на смертную казнь. Они также не могли не отметить указ президента, который снял ограничения на выезд белорусских детей за границу на оздоровление. Указ о регулировании национального сегмента интернета евродипломаты комментировать не стали, поскольку им сложно судить о документе, который еще не применяется.
Евросоюз сейчас ведет сразу несколько экспертных переговоров: ознакомительные миссии выясняют экспортные возможности белорусских мясомолочных предприятий и визовую практику. Но эта работа отличается техническим характером, и галочку о ее успешном завершении поставить будет легко. А как принимать зачет по процессу демократизации?
Реакции Минска больше хаотичны, чем предсказуемы. Так, в ответ на объявленную ЕС готовность начать диалог об облегчении визового режима, 1 января 2010 года выросла стоимость белорусских виз в национальном аэропорту. Визы, которые открываются гражданам из стран, где есть белорусское консульство, подорожали втрое — с 60 до 180 евро. С 60 до 90 евро выросла стоимость виз для остальных.
Правда, 21 января министр спорта и туризма Беларуси Олег Качан заявил, что консульский сбор вернется на прежний уровень. А повышение, по его словам, было просто недоразумением.
Формальный подход и у белорусских властей. Для галочки создаются советы без права голоса, вносятся псевдоулучшающие поправки в законодательные акты, делаются обещания, с европейскими экспертами проводятся консультации и круглые столы. И волки сыты, и овцы целы? Но воз-то и ныне там.