ДИНА ГУСОВСКИ, RT: Конгрессмен Джен Шаковски (Jen Schakovski) – одна из самых либеральных представителей Конгресса, убежденный антивоенный демократ. Она использует свое влияние для продвижения запрета на использование частных подрядчиков, а также призывает американцев выводить свои деньги из крупных банков на Уолл-Стрит и размешать их в мелких банках. Она присоединяется ко мне сегодня, чтобы рассказать о своей позиции. Спасибо большое!
Сразу хочу задать вопрос по теме, за которой следит весь мир, особенно с начала войны в Ираке. Я имею ввиду использование частных армий, частных подрядчиков в таких войнах, как Ирак и Афганистан. Вы хотели ввести законопроект, который бы запретил связи американского правительства с такими фирмами как Blackwater. Расскажите об этом поподробнее, почему мы фокусируетесь именно на этой теме?
ДЖЕН ШАКОВСКИ, конгрессмен США от штата Иллинойс: Мы наблюдали этих вольных стрелков, наемных киллеров, наемников, если хотите, в ситуациях, которые угрожали американской миссии, которые представляли опасность нашим собственным войскам. Они убивали мирных жителей. Это провоцирует вопрос: могут ли эти частные компании, которые не являются звеном цепи командования, иметь тот же уровень прозрачности и подотчетности, как наша армия? Они могут совершать убийства безнаказанно? На настоящий момент ответ – да. На площади Нисур в Багдаде сотрудники Blackwater убили 15 мирных иракцев. До сих пор эти случаи игнорировались. К счастью, департамент правосудия решил пересмотреть решение и продолжить процедуру.
Почему, после многочисленных нарушений, мы продолжаем постоянно нанимать эти фирмы? Я думаю, что по сути те, кто выполняет правительственные функции, вооруженные представители охраны безопасности должны носить значок с надписью США, униформу США. Более того, я полагаю, что привлечение этих частных подрядчиков призвано замаскировать масштаб нашей деятельности в Ираке и Афганистане, потому что сотрудников фирм-подрядчиков, наемников, в миссии участвует как минимум столько, сколько и военнослужащих. То есть, если президент требует повысить американское присутствие на 30 тысяч военных, это значит, что подрядчиков будет как минимум на столько же больше. То есть, миссия разрастается. Ведь мы даже не считаем жертвы в их рядах, если они погибают.
- В 2007 году, когда вы впервые выступили с инициативой запретить привлечение наемников, у вас было два соавтора: сенатор от Вермонта Берни Сандерс (Berney Sanders) и сенатор Хиллари Клинтон. По иронии судьбы, Хиллари Клинтон сейчас является госсекретарем США, ответственным за эти контракты. И вторая ирония: во время президентской кампании и Барак Обама, и Хиллари Клинтон активно говорили, что это важный законопроект, что надо запретить участие Blackwater в Ираке. А теперь компания Xe Services, ранее известная под названием Blackwater, участвует в конкурсе на получение миллиардного контракта от Пентагона, контракта на обучение афганских национальных правоохранительных сил.
- Ну во-первых, я не понимаю, почему вообще какой-то подрядчик выполняет такую деликатную, важную работу? Но если мы и решаем нанимать для этого дела частного подрядчика, то почему именно Blackwater?? В их адрес снова и снова сыплются обвинения в том, что их люди бегали как сумасшедшие со своими пушками и без разбора стреляли по людям, если не в людей!
Что такого в этой Blackwater? Даже мне, представителю Комитета по разведке, непонятна мотивация неизменного тесного сотрудничества с компанией, которая нанесла такой ущерб репутации США. Иракцы приказали уже им уйти, и тем не менее, до сих пор действует контракт об использовании вертолетов этой фирмы. Хотите верьте, хотите нет, но у правительства США таких самолетов в принципе нет. То есть, эти компании обладают потенциалом и возможностями, которых у американского правительства нет. Я думаю, что это очень, очень опасная тенденция.
Я не думаю, что они должны получить миллиардный контракт в Афганистане, я думаю, что они много раз доказали свою несостоятельность и безответственность. Я считаю, что мы должны в конце концов сказать нет этой компании. Также нам стоить хорошенько подумать и решить, следует ли продолжать привлекать частных наемников для такой ответственной работы.
- Вы не ощущаете себя одинокой в этой борьбе? Потому что при том, что вы выдающийся депутат конгресса, вы все еще не получили ответов на свои вопросы. Почему Blackwater? Почему они снова претендуют на миллиардный контракт? Кто еще мог бы высказаться против этого, кто высказывается?
- Я не одинока. Есть некоторое количество конгрессменов, которые выступают за то, чтобы подрядчики действовали в соответствии с теми же правилами, в соответствии с которыми действует наша армия за границей. Чтобы они были подотчетны и несли ответственность. Но – да, я думаю, что значение этих вопросов преуменьшается, что этому уделяется мало внимания. Я думаю, эту тему стоит поднимать, и определенно хорошо, что есть СМИ, которые нас в этом поддерживают.
- Подотчетность – хороший вопрос, да. А почему, как вы считаете, США так сильно полагается на эти компании, Blackwater и все остальные? Может быть, США не могут проводить свою стратегию в Ираке и Афганистане без этих компаний в том виде, стратегию в том виде, в каком они этого хотят?
- Это законный вопрос. Может быть, дело в том, что без участия этих компаний нам бы пришлось устраивать призыв? Я думаю, что сейчас это помимо прочего еще и очень крупный бизнес. Эти частные фирмы действуют в роли наемных убийц, киллеров. Они утверждают, что лишь выполняют миссию США, но на самом деле многие из них предлагают свои услуги иностранным государствам.
Теперь стало известно, что два бывших сотрудника Blackwater, арестованные за убийства, имеют в своей биографии длинный список уголовных преступлений. То есть, видите, кого они нанимают, да? Некоторые из этих компаний более военноспособны, чем страны. Это очень страшная мысль. Разумеется, в случае США это не совсем так, у нас мощная армия, но, видимо, недостаточно мощная для того, чтобы действовать без этих компаний с нехорошей биографией и репутацией.
- И кстати о подрядчиках. Похоже, американские силы в Ираке решили привлекать людей со стороны для операций, среди которых – спасение пропавших или похищенных военных. Эксперты говорят – постойте, это же одна из важнейших миссий, которую вообще может предпринять армия! Как можно для такой миссии привлекать частную компанию? Что вы об этом думаете?
- Это миссия не просто очень важная, но жизненно важная. Совершенно очевидно, что она предполагает применение оружия. Ведь военные сами говорят – “мы не оставим ни одного солдата позади”. Кодекс чести. И при этом – пользоваться услугами частной компании! Я думаю, что это абсолютно неверный путь.