Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Архитектура безопасности для Европы

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСедьмая Краснодарская Краснознаменная военная база в городе Очамчира
Седьмая Краснодарская Краснознаменная военная база в городе Очамчира
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После того как российский президент Дмитрий Медведев в 2008 году предложил заключить новый договор о безопасности «от Ванкувера до Владивостока», ему было заявлено, что сначала Москва должна представить проект этого документа, после чего можно было бы заняться обсуждением этих вопросов. Тогда Кремль в конце ноября направил затребованные бумаги западным правительствам и без предварительного уведомления разместил этот текст в Интернете.

После того как российский президент Дмитрий Медведев в 2008 году предложил заключить новый договор о безопасности «от Ванкувера до Владивостока», ему было заявлено, что сначала Москва должна представить проект этого документа, после чего можно было бы заняться обсуждением этих вопросов. Тогда Кремль в конце ноября направил затребованные бумаги западным правительствам и без предварительного уведомления разместил этот текст в Интернете. Однако оживленная дискуссия за этим не последовала. Председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер (Wolfgang Ischinger) еще раньше советовал серьезно обсудить российские предложения, и теперь, действую последовательно, он делает вопрос о будущем европейской  архитектуры безопасности главной темой конференции этого года. Таким образом, в Мюнхене впервые состоится открытый обмен мнениями по поводу российского плана.

А обсуждать есть что. В центре внимания предложений Москвы находится создание новой международной организации. Ее члены должны – в соответствии с принципом неделимой безопасности – отказаться от любых действий,  «существенно затрагивающих безопасность» другого государства. Следует ли отнести сюда вступление в НАТО, к примеру, Украины и Грузии? Не получит ли Россия таким образом право вето при решении вопросов Альянса?  Затрагивает ли это положение размещение американских войск в тех государствах, которые когда-то входили в Варшавский пакт? Можно ли говорить о создании европейской компоненты в системе противоракетной обороны для всей зоны НАТО?  В российском проекте подчеркивается, что ни одна страна не должна предоставлять свою территорию для действий, затрагивающих безопасность другого государства. 

Так же не ясно, каким образом этот новый договор о безопасности и соответствующая международная организация могут быть гармонизированы с уже существующими структурами и договорами. Помимо всех стран трансатлантического и евразийского пространства, участниками этого договора должны стать Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружество независимых государств или Организации Договора о коллективной безопасности – и, может быть, НАТО? Как будет выглядеть распределение обязанностей? Каким образом будут определены границы компетенций? То же самое можно сказать и о той статье, в которой говорится об оказании помощи. Россия хочет предоставить членам новой организации – так же, как это предусмотрено в статье 5  Североатлантического договора, - право оказать помощь члену организации в случае вооруженного нападения  – в том числе и военную помощь. Будет ли необходимо в таком случае решение ООН?  Или должна быть создана широкая законодательная основа для проведения военных интервенций?  Конкретные ответы на все эти вопросы мог бы дать российский министр иностранных дел Сергей Лавров. В таком случае, возможно, в Мюнхене  начнется плодотворная дискуссия об архитектуре европейской безопасности.