Что будет, если посадить гражданина только что получившей независимость африканской или азиатской страны на самолет и отправить его на несколько лет в советскую Москву? Обучить его там русскому языку, дать высшее образование, на летние каникулы отправлять его строить БАМ или просто на черноморский курорт – и все за счет советского государства...
Такой эксперимент начали проводить в Москве 50 лет назад, когда там открылся Университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Очарованный спутником
Шриланкиец Камал Джаянандан приехал учиться в Университет дружбы народов в 1964 году, через четыре года после его основания.
"Я был очарован Советским Союзом с детства, - рассказал Камал bbcrussian.com по телефону из Канады, где он живет сейчас. - Могу даже назвать дату - 4 октября 1957 года, когда СССР запустил первый спутник. Мне тогда было 13 лет".
Вскоре Камал стал членом Лиги дружбы между Шри-Ланкой и Советским Союзом и регулярным посетителем библиотеки советского посольства в Коломбо. Чтобы Советский Союз оплатил перелет в Москву, учебу, общежитие, стипендию и теплую одежду, соискателям нужно было не только предъявить аттестат об окончании средней школы, но и пройти собеседование. "Там был человек из советского посольства, и я без запинки ответил на все его вопросы", - вспоминает Камал.
Хочешь воспитать буржуа – отправь его в СССР
Вдохновленный достижениями советской науки, Камал, по его собственному признанию, приехал в Советский Союз по практическим, а не идеологическим соображениям. Он говорит, что, хотя иностранцы по желанию ездили на стройки века, помогали собирать картошку в колхозах и участвовали в параде на Красной площади 7 ноября, никто не пытался "промыть им мозги".
"Я не думаю, что на студентов оказывали давление, - рассказала Валентина Полухина, преподававшая русский язык в РУДН с 1962 по 1972 год. – Надеялись на то, что 4 или 5-летнее пребывание в стране само по себе будет их воспитывать".
Впрочем, иногда такое воспитание реальностью имело противоположный эффект. "Тогда говорили: если хочешь воспитать борца или коммуниста, отправь его на Запад. Если хочешь воспитать буржуа – отправь его в Советский Союз, - рассказал bbcrussian.com профессор РУДН Аль Джанаби, который сам учился в Москве в 1970-е годы. - Через определенное время наступало разочарование в идеалах. Советская реальность была очень далека от той, о которой они читали".
По словам Полухиной, отчасти студентов пытались оградить от этой реальности. Она жила в коммунальной квартире, и ей не рекомендовали приглашать к себе домой студентов - из-за скромных жилищных условий.
Иностранные студенты тоже могли рассказать профессорам о своих странах много того, о чем советские газеты умалчивали. Поэтому с преподавателей специально готовили к таким разговорам. "Приезжали лекторы и информировали нас о том, что происходит в мире, - вспоминает Полухина. - Нам сообщали то, о чем большинство граждан Советского Союза не знали".
Советских студентов в РУДН отбирали так же тщательно, как и преподавателей. Предполагалось, что они будут помогать иностранцам в учебе и поддерживать в университете дух интернационализма. В общежитии, где в комнате было по три человека, студентов старались расселить так, чтобы на двух иностранцев из разных стран приходился один советский студент.
"Отбирали ребят, которые были активными, зарекомендовали себя в школе не только как отличники учебы, но и как активисты, - рассказала bbcrussian.com выпускница 1983 года, арабист Елена Савичева, которая сейчас преподает в РУДН. - Брали тех, кто отслужил в армии и проявил себя с самой лучшей стороны".
На особом положении
На курсе Савичевой советских студентов было примерно четверть, а в первое десятилетие существования университета – и того меньше. У иностранцев, попадавших в УДН, была масса привилегий.
"В УДН все делалось по высшему разряду, - рассказал bbcrussian.com ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Сергей Мазов. - Там были спецбуфеты. В ГУМе была закрытая секция, где отоваривалась номенклатура. Африканские студенты могли купить там теплые вещи на деньги, которые им выдавали помимо стипендии. Иные советские студенты в 1960-е годы жили хуже".
Впрочем, несмотря на все льготы, были случаи, когда студенты из развивающихся стран в Москве выражали недовольство своим положением. Большинство иностранных студентов, попадавших в УДН, были из вполне обеспеченных семей - ведь для того, чтобы претендовать на обучение в Москве, нужны были образование и связи.
"Есть письма этих студентов с жалобами, что некуда пойти, негде развлечься, в магазинах нечего купить, - рассказывает Сергей Мазов. - Это пишут студенты, которые могли сравнивать. Они побывали в западноевропейских столицах. Кому-то жизнь в Москве казалась тусклой".
Некоторые студенты компенсировали отсутствие светской жизни бурной политической деятельностью. Это не нравилось властям, предпочитавшим, чтобы гражданскую активность иностранные студенты проявляли не в СССР, а по возвращению к себе домой.
По словам историка Людмилы Пономаренко, когда в 1960-е годы кубинские студенты начали "проталкивать идеи Че Гевары" среди латиноамериканских студентов УДН, руководство вуза постепенно уменьшило кубинское землячество. Университет обратился в Минвузу с просьбой распределять кубинцев по другим учебным заведениям СССР, где не было большой латиноамериканской общины.
Случалось студентам УДН участвовать и в политических беспорядках. В 1964 году студенты из Марокко оккупировали свое посольство в Москве в знак несогласия с действиями своего правительства. Рабат потребовал от Москвы выслать бунтовщиков, однако СССР не стал никого выгонять или исключать.
Был ли расизм в Советском Союзе?
Почти каждый раз, когда студенты из развивающихся стран оказывались в центре очередного скандала, советские власти старались замять инцидент, который немедленно подхватывали западные СМИ.
"Несколько сотен студентов из Ганы и других африканских стран сегодня штурмовали Красную площадь, прямо под окнами премьера Хрущева, боролись с милицией и пробовали прорваться в Кремль", - сообщило 18 декабря 1963 года агентство "Ассошиэйтед пресс".
В этот день африканские студенты, среди которых было немало учащихся УДН, устроили манифестацию на Красной площади в связи с загадочной смертью студента из Ганы.
Тело студента Калининского медицинского института Эдмунда Ассаре-Аддо было найдено недалеко от железнодорожной станции под Москвой. Африканские студенты настаивали, что его убил советский гражданин, из-за того, что Ассаре-Аддо ухаживал за русской девушкой. Советское правительство заявило, что студент замерз в снегу в результате алкогольного опьянения.
"Если бы советское правительство тогда признало, что это было убийство, и пообещало нам найти виновных и наказать их, мы бы не устраивали никаких демонстраций, - вспоминает участник событий, врач Эдвард На из Ганы, в то время - студент Львовского медицинского университета. – Но власти говорили, что он просто замерз в снегу, и это нас возмутило".
По воспоминаниям Эдварда На в манифестации участвовало максимум человек 150, а не 400, как сообщили западные СМИ, и стычек с милицией тоже не было.
На вопрос, был ли в СССР расизм, Эдвард На отвечает категорическим "нет". "Это был отдельный инцидент", - говорит он. - "Вы не должны забывать, что большинство русских людей были к нам дружелюбны. Нас приглашали в гости, некоторые из нас даже женились на советских женщинах".
Студенты из Африки начали приезжать в Советский Союз в конце 1950-х годов. В 1961 году в СССР было около 500 таких студентов, а к концу 1960-х их насчитывалось уже несколько тысяч. По словам Сергея Мазова, в процессе формирования в СССР африканской диаспоры возникали "трения в основном на бытовой почве, неизбежные при контакте незнакомых друг-другу цивилизаций".
"Нельзя сказать, что это был расизм, - рассказал К.К. Айивор из Ганы, учившийся в МГУ в 1960-е годы. – Конечно, всякое бывало. Например, когда мы кадрили девушек на улицах. Но того, что сейчас рассказывают о скинхедах в России, тогда не было".
Остров безопасности
О скинхедах в Российском университете дружбы народов узнали в конце 1994-го года, вспоминает Зенебе Кинфу, приехавший учиться в УДН в годы перестройки из Эфиопии. Тогда в районе университета стали появляться группы агрессивных молодых людей, нападавших на студентов.
"В то время появилась проблема наркотиков, - рассказывает Зенебе Кинфу, который сейчас преподает в РУДН международную журналистику. - Кто-то предлагал, чтобы мы продавали, кто-то спрашивал, можно ли у нас купить".
По его словам, с 2000 по 2005 год скинхеды буквально преследовали студентов РУДН. А потом ситуация изменилась к лучшему. Не то, чтобы скинхедов стало меньше. Скорее, африканцы научились выживать в условиях Москвы. " Посольства и российские правоохранительные органы разработали систему, по которой иностранцы перемещаются по городу по определенному маршруту, - говорит Зенебе Кинфу. - Например, мы никогда не появляемся на спортивных стадионах, где бывают такие агрессивные ребята. Обычный маршрут - это магазин-дом".
Впрочем, не все согласны сидеть дома. "Для меня, как для чернокожей студентки, университет – это единственное безопасное место в Москве. – говорит Закия Кунге, студентка 4-го курса РУДН из Ганы. – Но не могу же я все время сидеть у себя в комнате. Мне нужно в магазин, мне нужно в гости, я пою – у меня концерты бывают. Так что каждый раз, когда еду в город, я просто надеюсь, чтобы со мной ничего плохого не случится".
По словам Зенебе Кинфу, сообщения об убийствах на расовой почве не могли не повлиять на репутацию российского образования в Африке. Впрочем, это не единственный фактор.
"Сейчас в развивающихся странах стало больше вузов, там открываются филиалы иностранных университетов. И многие африканские студенты предпочитают учиться у себя дома", - говорит Кинфу. По словам Кинфу, теперь многие африканцы едут учиться в Индию - там дешевле.