В Юго-Восточной Азии растет внимание к Китаю и Индии: и как стихийная тенденция, и как вопрос практической дипломатии. И уж во всяком случае Индия и Китай попеременно оказывались в фокусе этого внимания в субботу (7 февраля) на закрытии продлившегося неделю Сингапурского авиасалона 2010.
Ни Индия, ни Китай не стремились привлечь к себе во время салона особое внимание; однако эти страны, в одном ряду с Соединенными Штатами Америки, смотрятся архитекторами будущего в странах Азии и Тихого океана. Такое заинтересованное внимание к ним, не затеняя возможной роли Японии, со всей очевидностью проявилось на проходившей 1 февраля конференции по безопасности стран Азии и Тихого океана, приуроченной к авиасалону. Такой успех не был демонстрацией чьих-то потрясающих прозрений, или, напротив, прозрачного созерцания, или даже просто принятия желаемого за действительное. Пандитам хватило немного обычной футурологической логики, базирующейся на сегодняшних тенденциях мировой политики.
Больший интерес вызвала такая новость, как народные в Индии наступающего китайского нового года, ознаменованное интересными культурными событиями. В субботу, 7 февраля, На минимузыкальном салоне в Чайна таун в Сингапуре в качестве интерлюдии прозвучала Болливудская песня об Индии. Все очевиднее становится признание Индии и ее разнообразнейших потенциальных сил и в Малайзии, особенно на официальном уровне.
Так что ряд крутящихся вокруг Индии, несвязанных между собой событий в Сингапуре в последние недели не был воспринят как нечто удивительное.
С другой стороны, на региональном горизонте постоянно величественно высится образ Китая, заставляя некоторых комментаторов даже затевать рассуждения о будущем Pax Sinica.
Индийские события в Сингапуре были расцвечены гаммой оттенков. Одному из сегодняшних увлечений Индии было посвящено песенно-танцевальное шоу на темы Болливуда одного австралийского продюсера, прошедшее в середине января. Не было оставлено без внимания и другое увлечение, крикет. Специальным гостем специальным гостем на крикетном турнире двадцать-двадцать в Сингапуре стал Сунил Гаваскар. Высокий комиссар Индии в Сингапуре, T.C.A. Раджгаван, 20 января открыл это событие. На другой день президент страны-государства, С.Р. Натан, представил трофей победителю. Турнир был организован с целью наилучшим образом разрекламировать предложение Сингапура проводить на своей территории, как территории нейтральной страны, важнейшие матчи интернациональных команд по крикету.
Важным для политической дипломатии стала книга о месте Индии в общей картине мира, написанная пожилым государственным деятелем Сингапура, Ли Куань Йю (Lee Kuan Yew) и вышедшая в свет 7 января. Президент Натан представил книгу Сунанды К. Дата Рэя (Sunanda K. Datta Ray). Вопросы политики выхода Индии на восток, впервые заявленной П.В. Нарасимха Рао, рассматриваются здесь в более широкой перспективе понимания этой политики. В контексте мировой политики Индия ищет связей с политическим Западом, направляя свой взгляд, в первую очередь, в сторону.
Небольшой прыжок от будущих политических перспектив в средневековую эпоху нам поможет совершить книга об исторических связях Индии с Юго-Восточной Азией, вышедшая в свет 27 января, Книгу, выпущенную Сингапурским институтом исследований Юго-Восточной Азии (ISEAS), подготовил Сугата Бозе (Sugata Bose), профессор Гарвардского университета. Название книги, под редакцией директора ISEAS К. Кесавапани и других двух редакторов, само по себе - целая история. Повествование о необычной фазе исторического развития в Нагапаттинам – Суварнадвипа: Размышления о морских экспедициях династии Чола в Юго-Западную Азию.
Обширную тему лучше всего передают слова Германа Кульке (Hermann Kulke), немецкого ученого - специалиста по истории Азии и одного из редакторов этой книги. Подробно исследовано «заявление» короля Чола, Раджендра I, о его морских походах в Юго-Восточную Азию почти тысячу лет назад. Его «заявление» связывают с завоеванием династией Чола более десятка портовых городов королевства Юго-Восточной Азии Шривиджайя в начале 11 века н.э.
Кулке пишет: «Первые отчетливо заметные южно-индийские влияния [в Юго-Восточной Азии] обычно связывают с известными памятниками буддийского искусства в Амаравати [ныне Андхра], и с надписями на паллава грантха – самыми ранними из дошедших до нас надписей в Индонезии в 5 веке н.э.». За этими древнейшими южно-индийскими влияниями в Юго-Восточной Азии «последовало сильное влияние изобразительного искусства и архитектуры эпохи Паллава и Чола». В этой перспективе морской триумф, «провозглашенный» Раджендра I примерно около 1025 г. н.э., «является чрезвычайным событием в культурных и в целом мирных , чрезвычайно плодотворных отношениях Индии с ее соседями в Юго-Восточной Азии в исторический период.
В этой книге рассматривается загадка утраченных фрагментов об экспедиции династии Чола в соответствующих китайских текстах. Тансень Сэнь, глава центра Наланда-Шривиджайя в ISEAS в Сингапуре, проследил треугольник «Наланда-Шривиджайя-Китай». О самой тайне Кулке (Kulke) пишет, что “один из курьезов истории индийско-китайских отношений заключается в том, что дошедшие до нас надписи на тамильском языке в Китае датируются временем не ранее 1281 года (н.э.), то есть через два года после окончательного падения династии Чола». Он подчеркивает, что исторически Чола были индийской династией, «наиболее активно вовлеченной в морскую торговлю с Китаем».
Эти связи предвосхищают размышления Нагарджуны о развитии буддизма в Китае. Эту тему трактует нынешний китайский дипломат Цзянь Йили. В контексте этих новых исторических исследований весьма красноречиво звучит последний призыв китайского эксперта по вопросам безопасности Китая, Чжу Фена, к «новой основе, новом энтузиазме» в индийско-китайских контактах.
В сегодняшней мировой перспективе индийско-китайские отношения, предмет особой заинтересованности стран Юго-Восточной Азии, приобретают все более широкую основу. Ключевым фактором, как подчеркнул Дин Чэн на конференции по вопросам безопасности в Сингапуре 1 февраля, сегодня стали космические гонки в этом регионе. Ведущими державами в этой сфере являются США, Китай, Индия, Япония и Россия.
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN) насущно заинтересована в стабильности равновесия между Индией и Китаем. Последний диссонанс между Китаем с США, связанным с продажами американского оружия Тайваню и статусом Далай Ламы, вызвал самую серьезную реакции в Юго-Восточной Азии. Видимо, пришло время для высказанной однажды идеи о проведении неофициального диалога между Китаем –Индией –.США.