МЮНХЕН. На протяжении многих лет на Мюнхенской конференции по безопасности доминировали соперничество и подозрительность между Россией и Соединенными Штатами Америки. Подозрения сохраняются из-за ненависти русских к идее расширения НАТО в восточном направлении с постепенным включением в состав альянса Украины.
Но на нынешней конференции, прошедшей в конце недели, атмосфера существенно отличалась. Что касается контроля вооружений, то стороны попытались определить, может ли вообще президент Барак Обама реализовать свои представления о мире без ядерного оружия. Дебаты проходили без споров и взаимных упреков.
Поскольку Северная Корея уже стала обладательницей ядерного оружия, а Иран, похоже, твердо намерен также заполучить его, поскольку международный терроризм усиливает свои позиции и расширяется, представители США и России заявили, что эпоха "холодной войны", когда в мире доминировали две ядерные сверхдержавы, действительно завершилась.
Публично американцы возглавили движение в сторону ограничения распространения ядерного оружия, придя к удивительному консенсусу обеих партий.
Они отправили в Мюнхен двух бывших госсекретарей, а также министров обороны, включив в состав делегации Генри Киссинджера, Сэма Нанна, Джорджа Шульца, Уильяма Перри и прочих известных сторонников контроля вооружений.
"В новой международной обстановке роль ядерного оружия изменилась", - заявил председатель вашингтонской инициативы Global Zero ("Глобальный ноль") и ветеран переговоров по контролю вооружений со стороны США Ричард Берт (Richard Burt).
"К добру это или к худу, но ядерное оружие внесло свой вклад в обеспечение стабильности благодаря фактору сдерживания, - заявил Берт на конференции в Мюнхене, - однако сейчас возникло соперничество между силами интеграции и силами дезинтеграции, из-за чего ситуация в мире стала более опасной".
Он добавил, что оружие массового уничтожения может попасть в руки террористов или стран-изгоев.
Чтобы сдержать распространение ядерного оружия, Соединенные Штаты и Россия в конце прошедшей недели выразили надежду на заключение нового соглашения, предусматривающего значительные сокращения стратегических ракет наземного базирования.
Данная договоренность идет в развитие второго договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, известного как СНВ-2. В нем прозвучал призыв к уничтожению почти трех четвертей ядерных боезарядов и всех ракет наземного базирования с разделяющимися головными частями, находившихся на вооружении США и бывшего Советского Союза.
Американский Сенат ратифицировал Договор СНВ-2 в январе 1996 года, а российский парламент – в апреле 2000-го.
Однако американские и российские участники конференции заявили в Мюнхене, что новый договор о сокращении стратегических вооружений это лишь первый шаг.
"Россия и Соединенные Штаты несут особую ответственность за процесс разоружения, - заявил первый заместитель премьер-министра России Сергей Иванов, - в то же время, было бы чрезмерным упрощением сводить все только к российско-американским отношениям. Ядерное разоружение это общая цель для всех сторон договора о нераспространении".
Назначенная на май конференция по пересмотру Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) очень важна для Обамы, так как он пытается добиться нового общемирового консенсуса в вопросе ядерного нераспространения.
Договор о нераспространении ядерного оружия, вступивший в силу в 1970 году, был назван в то время одним из самых эффективных инструментов в деле сдерживания распространения ядерного оружия.
Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН в составе Соединенных Штатов Америки, России, Китая, Британии и Франции подписали ДНЯО. Однако другие ядерные государства, включая Израиль и Индию, сделать это отказались.
А поскольку Иран и Северная Корея преследуют свои собственные ядерные амбиции, председатель сенатского комитета по иностранным делам Джон Керри выступил с мрачным предостережением.
"ДНЯО рискует развалиться, если мы ничего не сделаем с грозящими нам проблемами", - заявил Керри, выступая в Мюнхене.
Обама хочет пойти еще дальше, добившись ратификации Соединенными Штатами Договора о всеобъемлющем запрете испытаний ядерного оружия, запрета на производство во всем мире ядерного топлива, а также предоставления Международному агентству по атомной энергии новых полномочий и ресурсов для ужесточения режима нераспространения.
Однако, даже если Соединенные Штаты и Россия пойдут впереди в вопросе сокращения ядерных вооружений, другие ядерные державы могут не последовать их примеру.
Бывший советник по вопросам национальной безопасности Индии Маянкоте К. Нараянан (Mayankote K. Narayanan), выступая в Мюнхене, не сделал и намека на то, что Индия подпишет ДНЯО или сократит свой ядерный арсенал.
Американские и российские представители также далеко не уверены в том, что свое ядерное оружие сократит Пакистан, живущий в условиях жесткого соперничества с Индией. В равной степени совершенно не ясно, отреагируют ли Британия, Китай и Франция на американские и российские сокращения сокращениями собственного ядерного оружия.
Но администрация Обамы не намерена дожидаться от них ответа.
"Если мы не изменим свое мышление, нам будет постоянно грозить возможность ядерного нападения", - сказал Керри.
Однако ни Керри, ни Иванов не считают, что при их жизни будет возможно создать мир, свободный от ядерного оружия.