Позапрошлая неделя была отмечена двумя важными событиями в молдавско-румынско-европейских отношениях: созданием в Брюсселе неформальной группы «друзей Молдовы» и визитом в Кишинев в сопровождении половины кабмина президента Румынии Траяна Бэсеску.
Среди первых конкретных результатов визита румынского лидера - решение о создании национального Агентства по вопросам гражданства, призванного значительно ускорить процесс выдачи румынских паспортов и предоставление молдавской стороне гранта в 100 млн. евро на образовательные проекты. Прозвучали также обещания объединить энергетические, транспортные и железнодорожные сети. Данные планы озвучиваются в молдавско-румынских отношениях не в первый раз, однако, учитывая, что у власти в Кишиневе находятся новые силы, шансов на реализацию перечисленных проектов на этот раз больше.
Сколько румын среди молдаван?
Это один из самых деликатных моментов. Два года назад Румыния упростила для молдаван процедуру выдачи румынского гражданства. Только в 2009 году румынские паспорта получили около 20 тыс. жителей Молдовы. После создания румынскими властями национального Агентства по гражданству число рассматриваемых заявлений достигнет 100-150 тыс. в год. В связи с этим возникает несколько проблем. Сейчас говорят о 600 тыс. уже имеющихся, но пока не обработанных заявлений от молдавских граждан. Весть о создании специального учреждения вызовет новую волну обращений с просьбой о предоставлении румынского гражданства. Возникнет необходимость поиска помещений для агентства, найма сотрудников, распределения документов и т. д.
Материально-технические вопросы будут не самыми сложными. Куда важнее политическая сторона. Во-первых, по этой проблеме пока не достигнуто внутриполитического согласия. Член сената Румынии от Демократического союза венгров Гиорги Фрунда раскритиковал недавно в эфире RFI România политику Бухареста по предоставлению румынского гражданства, которая, по его мнению, «только играет на руку крайне правым русским, целью которых является Молдова без румын».
Чтобы иметь шансы на успех, «проект Молдова» должен быть не только Траяна Бэсеску. В Румынии не всем понравится, что большое число молдаван в такой короткий срок станут румынскими гражданами. Поэтому здесь должно быть достигнуто внутреннее согласие как среди политического класса, так и во всем обществе. На политическом уровне такая позиция помимо самого Бэсеску разделяется, судя по всему, и Мирчей Джоанэ. Оценивая пребывание румынского президента в Молдове, лидер Социал-демократической партии Румынии (СДП) заявил, что «приветствует этот визит».
Кроме того, СДП могла бы, используя свои официальные и неофициальные связи в Брюсселе и других европейских столицах, стать важным голосом в процессе европейской интеграции Молдовы. Можно вспомнить того же Адриана Северина, являющегося «голосом румынских социалистов» в Европейском парламенте.
Нужна ли Европе Молдова?
Консенсус по молдавской теме должен быть достигнут не только в Румынии, но и на европейском уровне. На самом деле, до сих пор Европа считала Молдову частью российской зоны влияния и мало обращала внимание на румынские инициативы в этом регионе. Можно вспомнить эпизод апрельских парламентских выборов, когда на события 7 апреля в Кишиневе Европа отреагировала не только запоздало, но и довольно вяло.
Все же ситуация может измениться. Созданная недавно в Брюсселе неформальная группа «друзей Молдовы» под сопредседательством Румынии и Франции – первый шаг на пути к этому. Представитель МИД Франции Пьер Лелуш уже заявил, что группа стран Евросоюза намерена направить на имя Высшего представителя по внешней политике ЕС Кэтрин Эштон письмо с просьбой «мобилизоваться по молдавскому вопросу». В письме планируется затронуть четыре вопроса: упрощение визового режима, экономическая помощь и инвестиции, институциональная реформа и права человека, а также решение приднестровского конфликта.
Демократизация и процветание Молдовы могут стать для Европы первым признаком успеха «Восточного партнерства» - проекта, в который помимо Молдовы входит также ряд других постсоветских стран. Молдова, управляемая АЕИ, является гораздо более благоприятной площадкой для данного европейского проекта, чем те же Украина с Белоруссией. Европейские друзья Молдовы могут тонко, но целенаправленно лоббировать в официальных европейских структурах ее интересы.
Кто у власти в Кишиневе?
То, что у власти в Молдове находится Альянс за европейскую интеграцию, еще не означает, что завтра страна вступит в ЕС. Во-первых, власть в республике до конца не сформирована. Ожидается, что ситуация с избранием президента будет решена в нынешнем году - либо путем новых парламентских выборов, либо через изменение Конституции. Кроме того, в рядах самого АЕИ в пользу быстрого сближения с ЕС высказываются не все, и с избранием президента такие голоса будут слышны все громче.
Чего хочет Россия?
Россия является важным элементом в регионе. При желании Москва довольно легко сможет нарушить молдавскую политическую сцену. К тому же приднестровский вопрос нельзя решить без согласия России. В Молдове, главным образом в Приднестровье, проживает довольно много российских граждан. А, как мы помним по Абхазии и Южной Осетии, Россия, когда у нее появляется интерес, быстро вспоминает о своих согражданах.
После последних политических изменений в Кишиневе Москва вела себя довольно сдержанно, но это не означает, что она будет оставаться таковой всегда. Кремль предпочитает обсуждать вопросы напрямую с крупными силами, и в данном регионе это будут ЕС и США. Прояснить некоторые вопросы мог бы визит румынского президента в Москву.
Выводы
Территория Молдовы – примерно как у Бельгии, население вдвое больше, чем у Словении, но связанные с ней геополитические проблемы достойны территории в десять раз больше. Румыния является адвокатом этой страны в процессе ее евроинтеграции. Последний визит в Кишинев президента Траяна Бэсеску в сопровождении шести министров стал неплохой румынско-молдавской «семейной фотографией». Хотя, конечно, нужно намного больше.
Бухарест должен сплоченно действовать как в отношении Кишинeва, чья политика не отличается постоянством, так и в отношении Европы, США, а также России и Украины. Для этого самой Румынии необходимо быть «командой». Молдова должна стать «проектом души» не только президента Бэсеску, но и всего румынского общества. Необходим диалог с партиями и бизнесменами. Молдова для румынских бизнесменов сама по себе является большим рынком, но она может стать и плацдармом для других, восточных направлений.
Сближение Молдовы с Евросоюзом - долгий путь, на котором не раз можно споткнуться. Например, в 1991 году экономическое положение Молдовы было более выгодным, чем у прибалтийских государств, однако это не помешало последним вступить в ЕС еще раньше Румынии. Бухарест, в свою очередь, подписал соглашение об ассоциации с ЕС в 1995 году, а присоединился лишь спустя 12 лет. Сегодня между ЕС и Молдовой отсутствует даже такое соглашение. В 90-е годы в Европе существовал энтузиазм расширения на Восток. Сегодня энтузиазм сменился усталостью.
Чтобы «проект души Бэсеску» удался, румынскому лидеру придется приложить немало усилий. Румыния должна приготовиться к долгим дискуссиям. Чтобы заручиться многосторонней поддержкой, нужно быть готовым к компромиссам. Этот проект не завершится ни с мандатом Траяна Бэсеску, ни, скорее всего, с мандатом следующего президента. Все же для его успеха сближение с Европейским Союзом должно быть не только амбицией Бухареста, но и реальным желанием самого молдавского населения.