Необходимость радикальных изменений в парадигме экономического развития России в последние годы стала очевидна. Президент Медведев отреагировал на это тем, что сформулировал принципы инновационного экономического развития и обрисовал отраслевые приоритеты государства. Тем не менее, успех усилий России в деле модернизации зависит от реального взаимодействия государства и общества в принятии конкретных мер, способных обеспечить технологические прорывы.
Впервые в новейшей истории Россия делает серьезную попытку отказаться от призывов и деклараций, говоря об инновационном обновлении российской экономики, и вместо этого начинает действовать прагматично, сформулировав план приоритетов и основы долгосрочной политики. В российском плане модернизации есть два основных компонента: а) распространение инноваций и технологических прорывов внутри страны и б) более эффективный импорт технологий и оборудования для использования в реальном секторе экономики.
Оба компонента необходимы.
Проект технологических прорывов это важнейшая инициатива нынешнего руководства нашей страны. Как и в любом деле, он сталкивается с проблемами, у него есть скептики. Однако этот проект появился не с нуля и не на зеленом поле идеологии. К 2009 году Россия сформировала ясный и четко обозначенный путь модернизации, который требует от руководителей всех секторов дальнейших действий. Сюда относится создание президентской комиссии и выражение идей, нашедших прямое воплощение как в статье президента Медведева "Россия, вперед", так и в его последнем ежегодном послании.
К таким идеям относится четкое определение государством своих полномочий в этом компоненте путем выделения тех приоритетных отраслей, ускоренному развитию которых оно будет содействовать. Это энергоэффективность и новые виды топлива; медицинская техника и лекарственные препараты; информационные технологии, а также космос и телекоммуникации. Мы сосредоточимся в основном на этих отраслях, поскольку они наиболее четко обеспечивают переход от устремлений к достижениям в конкретных проектах и масштабируемых технологиях.
Что касается второго компонента российских модернизационных усилий, то увеличение количества импортируемых технологий в последние годы было неизбежно, поскольку это инвестиционный приоритет для крупных российских компаний. При отсутствии хорошо развитой национальной инновационной инфраструктуры любая другая политика могла привести к полной технологической и промышленной изоляции, а в результате к экономической деградации. Тем не менее, сейчас необходимо перейти от инновационного импорта к внутреннему производству, превращая Россию не только в рынок продаж технологий, но и в то место, где есть достойные поставщики высоких технологий мирового уровня.
Естественно, модернизацию страны невозможно ограничить двумя этими компонентами. Успех проекта будет зависеть от привлечения лидеров всех сегментов российского общества к процессу разработки инновационных изменений. Это означает, что очень важным является осмысленное сотрудничество между государством, бизнесом и обществом. Для этого, в свою очередь, необходим открытый, честный и непрерывный диалог между государственными руководителями и частным сектором в разработке плана совместных действий.
Спустя год после того, как мы составили государственный антикризисный план и реализовали значительную часть этого плана, наши макроэкономические показатели дают повод для сдержанного оптимизма. Сейчас настало время подготовить инновационный прорыв.
Есть пять важных вопросов, требующих рассмотрения российскими государственными и политическими руководителями, чтобы они помогли нам в осуществлении той модернизации, к которой мы стремимся:
· Кто будет осуществлять модернизацию? Какие шаги следует предпринять для создания человеческого капитала в области научных исследований, образования и здравоохранения?
· Готово ли бизнес-сообщество к новому качественному росту? Корпоративные инвестиционные программы по-прежнему отражают в основном задачи местного технического перевооружения или "слабой" модернизации, основанной на заимствованных технологиях. Какие инновационные стимулы могут быть эффективными, действенными и целесообразными? Каков допустимый уровень риска, на который может пойти государство?
· Как мы можем повысить качество институциональной среды для модернизации? Как оценить действующие полномочия институтов развития и построить систему "инновационных лифтов" для проектов? Где необходимо и возможно получать доступ к рискованным венчурным инвестициям?
· Как нам обеспечить комфортную среду, без которой абсолютно невозможно формирование творческого и инновационного мышления? Что сделает наши города, жилищно-коммунальное хозяйство, социальное и бытовое обслуживание привлекательными и конкурентоспособными?
· Как нам воспользоваться преимуществами динамичного развития экономик Юго-Восточной и Средней Азии, и в то же время, перенести эти тенденции в Сибирь и на Дальний Восток?
Чем больше мы будем думать над этими вопросами в свете государственной программы, тем больше шансов на то, что мы добьемся успехов, предпринимая конкретные шаги по строительству российской экономики 21-го века.
Аркадий Дворкович - главный экономический советник российского президента Дмитрия Медведева.