«Мы родились во время войны с Ираком, и тогда нам не хватало порошкового молока; когда мы окончили школу, то головорезы из полувоенной организации Басидж получили право преимущественного поступления в университеты; когда мы стали взрослыми, то работы для нас уже никакой не было в этой разрушенной экономике, а когда мы влюблялись, то мы не могли даже держаться за руки в публичных местах».
Именно так молодые иранцы, рожденные при существующей в стране клерикальной диктатуре, предпочитают рассказывать о своей жизни. Они не получили возможности испытать на собственном опыте, что такое свобода во всех ее аспектах, и весь мир в той или иной мере ожидал того, что они будут продолжать молча страдать под гнетом этого режима в течение всей своей жизни. Некоторые из так называемых экспертов по Ирану до прошлого лета настоятельно убеждали нас в том, что иранский народ якобы устал от революций. Как они были не правы!
В момент годовщины падания шаха зреет еще одна иранская революция. И не будет преждевременным назвать это движение в поддержку свободы революцией. Оно включает в себя все характеристики революционного процесса, и его цель предельно ясна – свобода и демократия в этой ближневосточной стране.
Зеленое движение не ограничивается только столицей Тегераном или высшим классом иранского общества. Главная сила, стоящая за этим восстанием, это не только студенты и преподаватели, но и женщины из всех социальных слоев, а также рабочие. В стране, где уровень грамотности составляет 80 процентов, нет такого явления как невежественное сельское население. При этом надо учитывать и то обстоятельство, что Иран – это урбанизированная страна, на территории которой расположены такие мегаполисы как Исфахан, Шираз, Мешхед и Керманшах. Даже в таком не столько крупном городе как Казвин, население которого составляет «только» два миллиона человек, в течение последних семи месяцев также происходили выступления мятежников.
Однако по-прежнему недостает двух важнейших компонентов, которые во многом определили успех Исламской Революции и которых до сих пор нет в сегодняшнем революционном процессе – забастовок и участия так называемых «базари», то есть рыночных торговцев и мелких лавочников.
Но это только вопрос времени, и уже довольно скоро мы увидим первые забастовки. Неумелое руководство экономикой, проводимое существующим режимом, приводит к тому, что компаниям все сложнее выплачивать заработную плату своим сотрудникам. Поэтому не удивительно, что так много рабочих уже примкнули к движению.
Не исключено, что на этот раз рыночные торговцы останутся в стороне. Но если учитывать, что они во многом утратили свою былое влияние, то не имеет значения, какую позицию они сегодня занимают.
Рыночные торговцы («базари») имели огромное влияние на революцию в 1979 году, поскольку они были очень тесно связаны с духовенством. Однако с тех пор в Иране многое изменилось, и, как это ни парадоксально, рыночные торговцы оказались самыми главными проигравшими в Исламской Республики. В результате губительной экономической политики они потеряли сначала свое финансовое, а затем и политическое влияние. В результате у них, конечно же, будет достаточно оснований для того, чтобы примкнуть к движению сопротивления. Вместе с тем, они уже больше не являются той социальной группой, без участия которой революция не может быть успешной.
Реальная сила Зеленого движения и его привлекательность объясняются его разнообразием, а также методом его стратегической организации. Это новая форма революции, и ее нельзя сравнить с французской, с русской революцией или с восстаниями, имевшими место в персидской истории. Эта революция организована как горизонтальная структура, и поэтому она не нуждается в харизматическом лидере. Ее активисты общаются друг с другом, используя такие современные технологии как Facebook или Twitter. Даже не зная друг друга, эти люди были способны организовать масштабные мирные выступления. И они продолжают идти по этому мирному пути.
Некоторые комментаторы утверждают, что до сих пор Исламская Республика демонстрировала относительную сдержанность, так как муллы не подавляли мирные демонстрации. Эти комментаторы, должно быть, слепы и не способны видеть истину. Они не замечают того, что сотни людей подверглись аресту, были проведены показательные процессы, применялись пытки и смертные казни. Исламская Республика готовится жестко подавить ожидаемые завтра антиправительственные выступления. Когда диктаторы впадают в панику, они всегда прибегают к насилию.
Однако до сих пор жестокие действия режима не заставили замолчать этих смелых иранских протестующих. Несмотря на избиения и убийства, они не отказались от своей цели – покончить с тиранией.
В день 31 годовщины Исламской революции – революции реакционной - молодое иранское поколение обладает достаточной силой для того, чтобы нанести серьезный ущерб существующему тоталитарному режиму и сделать ситуацию необратимой. Эти рожденные после 1979 года молодые иранцы извлекли уроки из прошлых неудач, когда поколение их родителей свергло одного тирана – шаха – только для того, чтобы заменить его на другого – на Аятоллу Хаменеи. Эти смелые молодые люди хотят привести Иран к свободному и демократическому будущему.
Где-то там, в этой многомиллионной толпе молодых и демократически настроенных участников протестов находятся будущие лидеры этой страны, которые создадут демократические партии и откроют совершенно новую главу мирной иранской внешней политики. История на их стороне, так как тирании не вечны. Те люди во всем мире, которые завтра будут наблюдать за историческим днем проведения акций протеста, должны знать, что это не просто какой-то мимолетный миг свободы. Речь идет о вечности.
Госпожа Фарзан – публицист, она родилась в Иране, в настоящее время проживает в Берлине.