Лидер пророссийских сил на Украине Виктор Янукович почти точно вернётся к власти в качестве президента Украины, хотя пять лет назад в результате «оранжевой революции» страна его отвергла. В Кремле тихо просмакуют очередную победу в споре с Западом за господствующие позиции на шахматной доске, в которую превратилась территория бывшего Советского Союза.
Ещё не так давно казалось, что Россию вскоре тоже накроет волна выступлений в пользу демократии — так называемая «цветная революция», одна из тех, что прокатились по постсоветским республикам Грузии, Украине и Киргизии. Но прошло несколько лет подготовительной работы на экономическом и политическом фронтах, отгремела одна война (с Грузией в 2008 году), и Москва, похоже, неумолимо движется к положению гегемона в бывшем советском регионе, который президент Дмитрий Медведев называет «сферой влияния» России.
Маловероятно, что избранный президентом Янукович станет марионеткой в руках России, хотя об этом предупреждают многие его противники. С другой стороны, он наверняка быстро положит конец донкихотской антимосковской политике, которую проводил его предшественник и герой «оранжевой революции» 2004 года Виктор Ющенко, — он, в частности, продавал оружие Грузии, а недавно присвоил звание Героя Украины главарю антисоветских партизан времён второй мировой войны Степану Бандере, что вызвало в России волну яростного возмущения.
Более серьёзным является то, что Янукович способен навсегда похоронить надежды Украины на вступление в НАТО, замедлить заданный при Ющенко темп роста экономического сотрудничества с Европейским союзом и забыть о том, что украинские националисты требуют вывести российский Черноморский флот с занимаемых им издавна позиций в Крыму.
«Геополитическая обстановка очень заметно изменилась в пользу России, и возвращение Януковича это отражает», — сказал Вадим Карасёв, директор независимого киевского Института глобальных стратегий. — «В Киеве теперь будут высказываться совершенно в другом духе, и России это будет гораздо более по нраву».
Уклон в сторону Москвы
Даже Юлия Тимошенко, до сих пор отказывающаяся признать победу Януковича на выборах, заняла бы по отношению к Кремлю более дружественную позицию, если бы стала президентом.
«Нам известно, что Тимошенко пришла к масштабному соглашению с (премьер-министром России Владимиром) Путиным, когда они вели переговоры по газовому долгу Украины», — сказал Алексей Коломиец, президент независимого киевского Центра европейских и трансатлантических исследований. — «Она очень прагматичный человек и не станет из принципа совершать непопулярные поступки, например, пытаться вступить в НАТО, как это делал Ющенко».
Сразу после «оранжевой революции» казалось, что Украина склоняется к Западу, но рейтинг Ющенко и его политики был невысоким. Так, по данным социологических опросов порядка двух третей украинцев были против вступления в НАТО. Несмотря на поражение Януковича на президентских выборах 2004 года его Партия регионов показывала хорошие результаты на последующих выборах в парламентах, в особенности на в высокой степени русифицированном востоке страны.
Россия применяет более тонкий подход
На выборах 2004 года, где, как утверждается, имели место большие нарушения, Кремль открыто поддерживал своего «любимого сынка» Януковича, но теперь методы, с помощью которых оказывается давление на Украину, изменились. Прямое политическое вмешательство сменилось «коммерческим» давлением, а конкретно — крайне энергоёмкое производство стали и химикатов на Украине оставалось без дешёвого российского газа, а миллионы украинских «гастарбайтеров», приехавших в Россию в поисках работы, подвергались более жёсткому контролю.
Из-за споров вокруг расценок на газ и условий его транзитных поставок через украинскую территорию в Европу разразилась череда «газовых войн», в которой Москва постоянно одерживала над Киевом дипломатические победы, и Украина выглядела скорее как ненадёжный партнёр, чем как жертва притеснений России.
Никаких марионеток Москвы
Кремль доволен победой Януковича, но не ждёт от него больших уступок по таким вопросам двусторонних отношений, как поставки газа, торговля и продление срока аренды военно-морской базы в Крыму.
«Мы не питаем иллюзий касательно того, что как бы то ни было украинский лидер будет в принципе пророссийским», — говорит Владимир Корнилов, директор киевского филиала российского Института Содружества Независимых Государств, существующего при финансовой поддержке Кремля. — «Очевидно, что мы просто не могли работать с Ющенко. Но если Янукович станет президентом, то с ним, наверно, тоже начнутся разные проблемы».
По мнению экспертов, геополитические трения, скорее всего, будут постоянно присутствовать во внутриполитическом дискурсе Украины. Страна глубоко расколота на две половины: украиноязычный националистический Запад теперь граничит с Евросоюзом и НАТО в лице Польши, Румынии и Словакии и с надеждой смотрит в их сторону, а промышленно развитый восток на протяжении трёхсот лет входил в состав России, большая часть населения там говорит по-русски, а в культурном и политическом плане предпочитает ориентироваться на Москву. Десять лет назад к власти в России пришёл Путин, и с этого момента Россия стала гораздо более уверенно притягивать Украину обратно в свою орбиту.
Часть Европы или часть Евразии?
«Вопрос в том, чем станет Украина, — частью Европы или частью Евразии?», — спрашивает Павел Молчан, депутат парламента от блока Тимошенко. — «Россия наращивает усилия по ассимилированию Украины, и нас не оставляет эта мысль. Это вопрос выживания нас как нации».
Как утверждают отдельные украинские аналитики, приход Януковича к власти может стать стимулом к появлению нового мышления в отношении того, как Украине наилучшим образом выстроить баланс в отношениях со своими бывшими угнетателями, а ныне — главными торговыми партнёрами, а также в отношениях с соседями по НАТО и ЕС, в которые страна надеется когда-нибудь вступить.
«Представители интеллектуальных кругов среди сотрудников служб безопасности Украины всё более склоняются к тому, что оптимальным курсом для страны был бы нейтралитет между Востоком и Западом и развитие динамичных отношений в обоих направлениях», — считает Дмитрий Выдрин, заместитель секретаря совета национальной безопасности и обороны — одного из важнейших консультационных органов при президенте. — «Мы должны здесь проявить мудрость. Покуда Россия при одном упоминании вступления Украины в НАТО впадает в панику, нам лучше не заговаривать об этом».
Многое зависит и от того, продолжится ли тенденция потепления в отношениях между США и Россией или же всё скатится обратно к напоминающим о «холодной войне» перебранкам, как было в последние годы.
«Если Вашингтон и Москва найдут модель отношений, то роль Украины в конфликтах между Востоком и Западом уменьшится, станет незначительной», — считает Михаил Погребинский, директор независимого киевского Центра политических исследований и конфликтологии. — «Но если между ними опять вспыхнет соперничество, то мы опять станем объектом их активных интересов и споров между ними».