Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Если отложить в сторону скрытые угрозы министра иностранных дел Авигдора Либермана и попытаться дать краткий анализ политической ситуации, можно обнаружить, что глава МИДа абсолютно прав: если между Сирией и Израилем разразится война, семейство Асад потеряет власть в считанные минуты.
Я убежден, что то же самое произойдет с ними, если они решат заключить мир с Израилем. В этом кроется причина неопределенного положения Асада, который застрял посередине и не знает, в каком направлении ему двигаться. Точно как наш премьер-министр, Биби Нетаниягу. Он не хочет настоящего мира, но и не хочет войны. Он заинтересован лишь в мирном процессе, который помогает ему добиться легитимации за рубежом. Ему выгодно выступать с военными угрозами в адрес Израиля – это помогает ему сохранять его диктаторский режим.
Начнем с мира. Хафез Асад прекрасно понимал, как это понимает и его сын Башар, что власть алавитского меньшинства в Сирии опирается на постоянное военное противостояние с Израилем. Оправданием их власти является толко одно - борьба с сионистским врагом.
Режим, который на протяжении многих лет предоставлял убежище нацистским преступникам, не сможет объяснить сирийскому народу причины столь драматических изменений, приведших к заключению мира с еврейским государством. Подобного рода договор сотрясет основы власти алавитов и разрушит традиционный режим в стране. "Дворец иммигрантов" в Дамаске, где живет Асад со своими родственниками, никак не сочетается с израильским посольством в Дамаске. Этого не может быть в природе.
"Если бы Эхуд Барак захотел, соглашение с сирийцами было бы достигнуто еще в 2000 году," - заявил вчера Йоси Бейлин в интервью радиостанции "Галей ЦАХАЛ". По словам Бейлина, Барак испугался опросов общественного мнения, согласно которым подавляющее большинство израильтян выстпупали против отступления с Голанских высот. Бейлин ошибается. Если бы Хафез Асад и его сын Башар захотели бы, то между Сирией и Израилем был давно заключен мир.
Ведь всем понятно, даже Бейлину, что если бы один из двух Асадов повторил смелый поступок Анвара Садата и прибыл в Иерусалим, выступив перед депутатами кнессета с речью о мире между двумя народами, израильтяне давно отказались бы от Голанских высот. Однако Асад не прибыл в Иерусалим. И не прибудет. Потому что после этой поездки, ему, по всей вероятности, некуда будет возвращаться.
Однако семейство Асад никогда не откажется от разговоров о мире. Башар Асад продолжит разглагольствовать о важности мирного процесса, будет без конца сокрушаться по поводу захваченных земель, требуя их возвращения в качестве доказательства готовности израильтян к подлинному миру. Он будет с радостью принимать посредников, передающих информацию о желании Израиля заключить мир – кто бы ни был этим посредником: Николя Саркози, Сильвио Берлускони или любой другой европейский лидер. Он примет в президентском дворце сотни посредников со всех концов земли.
Почему бы и нет? Этот грандиозный блеф помогает ему одновременно выходить из международной изоляции и сохранять стратегический союз с Тегераном. Хитрый сирийский лис знает, что он делает.
Теперь о том, что касается войны. Военное руководство Израиля понимает, что война с Сирией может нанести нам колоссальный ущерб. Со своей стороны, Башар Асад, так же как и Либерман, прекрасно знает, что подобная война превратит Сирию в руины и уничтожит власть его замечательного семейства. В этом заключается причина того, что граница между Израилем и Сирией более спокойна и надежна, чем границы с Египтом и Иорданией, странами, с которыми Израиль заключил мирные соглашения.
В этом заключается причина того, что Сирия сдержалась и не прореагировала на бомбардировку израильскими ВВС реактора в Дир-аз-Зуре в сентябре 2007 года. Войну с Израилем Асады вели и будут вести с помощью "Хизбаллы". Тысячи террористов погибнут в Ливане. Сотни израильских солдат и граждан заплатят за это жизнью, однако не погибнет ни один сирийский солдат. Что и требовалось доказать.
Члены семейства Асад обеспокоены напряженностью, царящей в стране. Он боятся народных беспорядков. Они ненавидят, когда им оказывают сопротивление. Дикататура семейства Асад одна из самых жестоких в регионе. Любое нарушение порядка подавляется железной рукой. Даже небольшая еврейская община, проживающая в Сирии, удовлетворена таким положением дел.
Согласно недавнему исследованию профессора Ярона Харэля, евреям, оставшимся жить в Дамаске, предоставляется защита – только ради того, чтобы режим не воспринимался, как слабый. Асад хочет только одно - продолжения статуса кво: ни мира, ни войны.