У Европы, США, Израиля и арабского мира больше не осталось и тени сомнений: 1) Иран твердо намерен стать ядерной державой; 2) чтобы попытаться ему помешать понадобится новый набор санкций против исламской республики; 3) не стоит питать иллюзии относительно их эффективности.
Несмотря на кошмар, в который может вылиться ситуация на Ближнем Востоке в результате ядерной гонки, не все страны сходятся во мнениях относительно санкций. Такие члены Совбеза ООН как Россия и Китай не торопятся взяться за Иран. Москва и Пекин проголосовали вместе с Западом за три серии санкций, которые касались практически исключительно торговли. Такие меры, однако, отнюдь не испугали иранский режим: он не намерен останавливать свою программу обогащения урана.
Санкции отклоняли, обходили или применяли неэффективно. Короче говоря, они не смогли никому «навредить», единогласно заключили эксперты на прошедшем в начале февраля ежегодном семинаре в Институте политики и стратегии в Герцлии (Herzliyaconference.org).
«Сложная и запутанная игра» России
Россия ведет «сложную и запутанную игру», объясняет Брюно Тертре (Bruno Tertrais) из Фонда стратегических исследований. Россия сегодня является крупнейшим поставщиком вооружений в исламскую республику (объем поставок достигает 2 миллиардов долларов в год), что обеспечивает прилив средств на счета предприятий российского ВПК. И это без сомнения объясняет терпимость по отношению к Ирану. Кроме того, вряд ли кто-нибудь в Кремле пустит слезу в случае ударов по иранским ядерным объектам: цены на нефть взлетят до небес притом, что углеводороды составляют 80% от всего российского экспорта.
Тем не менее, перспектива появления ядерной державы у берегов Каспийского моря также не может оставить Москву безучастной. Россию начинает все больше беспокоить продвижение иранской ядерной программы. «От нее сейчас исходит все больше серьезных предупреждений в адрес Тегерана», - говорит Брюно Тертре.
С Китаем же все куда понятнее. До последнего времени Пекин во всем следовал за Москвой: еще не освоившийся в кругу «грандов» Китай старался вести себя «скромно». Но сегодня все это в прошлом. Руководители компартии Китая встали на защиту режима президента Махмуда Ахмадинежада. Официальное издание партии «Женьминь жибао» в резких формулировках обвинило США в подготовке подрывной деятельности в Интернете против Ахмадинежада.
Что же касается ядерной программы, Китай здесь выступает против любых санкций. Подобные меры, как говорят в Пекине, поставят под угрозу успех диалога с Тегераном – диалога, которого по большому счету не существует в действительности: Иран уже год как отказывается пожать протянутую руку Барака Обамы. Китай также может использовать эту возможность, чтобы отомстить: заставить США заплатить за продажу Тайваню (Китай рассматривает его как сепаратистскую провинцию) «оборонительных» вооружений на сумму 6,4 миллиарда долларов.
Внешняя политика Китая, как, впрочем, и немалого числа других стран, основывается на экономике и в первую очередь энергетике: китайцам сегодня как никогда необходимы нефть и газ. Торговый обмен Ирана и Китая достиг впечатляющих масштабов: 25 миллиардов долларов в 2009 году. Кроме того, иранская нефть составляет 13% от поставок черного золота в Поднебесную.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон в свою очередь обвинила Пекин в недальновидной, то есть, другими словами, безответственной политике. Потребляя немалую часть ближневосточных углеводородов, Китай должен быть в первую очередь заинтересован в стабилизации региона, в котором может начаться настоящая ядерная гонка, если Тегеран обзаведется-таки атомной бомбой, сказала она.
Стоит отметить и характерный для нашей эпохи парадокс: несмотря на угрозу со стороны Ирана, Израиль поддерживает хорошие отношения с Китаем в торговой и, как поговаривают, военной сфере (к немалому недовольству США).
Односторонние санкции
Крупнейшим торговым партнером Ирана остается Европа и прежде всего германия и Италия. Здесь ситуация также неоднозначная: безразличные к ядерной угрозе европейские компании (в первую очередь немецкие и итальянские) смогли обойти все санкции. Канцлер Германии Ангела Меркель пообещала в январе своему израильскому коллеге Беньямину Нетаньяху добиться ужесточения контроля. Приехавший недавно с визитом в Израиль итальянский премьер Сильвио Берлускони сделал такое же обещание.
С учетом нерешительности Москвы и Пекина, американцы и европейцы подумывают о введении односторонних санкций. Их целью должны стать центральные фигуры иранского режима, в том числе лидеры стражей революции, а также их промышленная и финансовая империя.
При этом санкции не должны затронуть население страны, значительная часть которого продолжает свою борьбу против власти, чья легитимность сегодня выглядит довольно спорной. Речь идет о том, чтобы сделать цену иранской ядерной авантюры просто неподъемной. Альтернативой санкциям, однако, может стать еще одна, не менее дорогая авантюра.