В Хельсинки проходит саммит по проблеме загрязнения Балтийского моря, которое считается одним из самых грязных в мире. В нем принимают участие высокопоставленные представители всех стран балтийского региона.
Цель саммита – обсудить способы очистки вод Балтики от токсичных отходов. Интерес политиков к Балтийскому морю связан с нефтегазовыми проектами, и в частности со скорым началом строительства газопровода «Северный поток». Российскую делегацию в Хельсинки будет возглавлять премьер-министр Владимир Путин. Он выступит с докладом об экологических аспектах строительства «Северного потока». На сегодняшний день проект уже получил разрешения от всех стран, через воды которых пройдет газопровод, кроме Финляндии, которая еще не окончательно подписала всю документацию, необходимую для запуска проекта.
Балтийское море считается одним из самых грязных в мире. На его долю приходится более 15% мировых морских грузоперевозок, в том числе и нефтепродуктов. Воды Балтики омывают территории девяти промышленно развитых и густонаселенных государств. Неочищенные сточные воды, сброс нечистот, нефтяные разливы – все это с каждым днем все больше разрушает балтийскую флору и фауну.
Экологические проблемы Балтики связаны не только с антропогенными загрязнениями, но отчасти и с особенностями акватории Балтийского моря. Рассказывает председатель правления общественной экологической организации «Друзья Балтики», член правления Международной коалиции «Чистая Балтика» Ольга Сенова:
Ольга СЕНОВА: -- Начнем с того, что Балтийское море может называться морем с большой натяжкой. Потому что у него очень узкие проливы, соединяющие его с океаном. За счет этого у него очень низкая соленость, а вода очень медленно обменивается с океаном. И поэтому все проблемы, которые в нем возникают, они и сидят в нем очень долго. Поэтому несколько лет назад страны Балтии договорились признать Балтийское море «особо чувствительной морской зоной». Это было очень важное решение, но, к сожалению, Россия к нему не присоединилась. А это значит, что Россия не применяет тех ограничений, которые применяют другие страны. Например, один из ужасных факторов загрязнения Балтийского моря это нефть и нефтеразливы. Те, кто хочет обезопасить свои моря от нефтеразливов, используют суда нефтетанкеры с двойным корпусом. В наши порты в Финском заливе до сих пор заходят суда с одинарным корпусом.
Какие ожидания возлагаете вы на саммит по Балтийскому морю в Хельсинки?
Ольга СЕНОВА: -- Конечно, хорошо, что Путин туда поехал, хорошо, что Путин произнесет там эти слова, о том, что Россия берет на себя ответственность и Россия планирует что-то делать. Но делается пока недостаточно.