Конфликт вокруг Союза поляков в Беларуси (СПБ) стал поводом для отзыва посла Польши в Беларуси Хенрика Литвина, обмена дипломатическими нотами между МИДами Польши и Беларуси, заявлений о необходимости рассмотреть ситуацию на уровне международных структур, призывов польской оппозиции запретить белорусским чиновникам въезд в ЕС, наложить на Беларусь торговое эмбарго, отменить визит главы белорусского МИДа в Варшаву. В чем суть конфликта, с чего он начался, почему дело дошло до нынешней фазы противостояния? Почему официальная Варшава поддерживает не признаваемый белорусскими властями Союз поляков Беларуси, и почему Польша помогает именно ему? На эти вопросы отвечают глава не признанного официальным Минском СПБ Анжелика Борис и председатель главного совета СПБ Анджей Почобут.
Конфликт, который последние полтора месяца разгорается по нарастающей, начался пять лет назад. О его истоках и причинах многочисленных скандалов, обвинений в шпионаже, присвоении собственности, а также о причинах обвинений официальным Минском польских дипломатов «за действия отдельных сотрудников Посольства Республики Польша в Республике Беларусь, которые не соответствуют базовым международно-правовым документам, регулирующим деятельность иностранных дипломатов в странах аккредитации» рассказывает Анджей Почобут – председатель главного Совета не признаваемого белорусскими властями Союза поляков Беларуси. Возглавляемый Почобутом Совет руководит организацией в период между съездами.
- В 2005 году прошел съезд Союза поляков. На этом съезде была выбрана председателем Анжелика Борис. Кандидат, которого поддерживали власти, – Тадеуш Кручковский проиграл выборы. Это был 2005 год. Приближались президентские выборы. В СМИ называли то, что произошло в СП – вот эту смену – оранжевой революцией. Белорусские власти боялись оранжевой революции. И предприняли меры, которые можно назвать репрессиями.
Министерством юстиции был анулирован результат съезда. Когда члены союза поляков не согласились с таким решением, власти силой провели съезд СПБ, под давлением властей часть людей приняло участие в этом съезде. Но в работе организованного властями съезда участвовали также те, кто ранее никогда не был активистом СПБ, среди участников были и просто чиновники польского происхождения, т.е. поляки по национальности. Было выбрано новое руководство.
Наша организация не признала новое руководство, утвержденное под давлением врастей. Фактически ситуация выглядела так: союз поляков один, но у него два руководства. Одно – избрано людьми, второе - назначено властями. Такая ситуация длится с 2005 года по сегодняшний день.
На вопрос, как в таких условиях действует не признаваемый властями Союз поляков, Анджей Почобут отвечает:
- Достаточно тяжело действовать организации, когда ее руководство не признано. Но, не смотря на это, удалось сохранить структуру и даже увеличить численность организации. Достаточно много новых людей приходит в наш СПБ. Не смотря на все попытки властей взять под контроль нашу организацию, они не увенчались успехом и ничто не свидетельствует о том, что это возможно в будущем.
Нынешний глава провластного Союза поляков Станислав Семашко, по словам Анджея Почобута, никогда не был членом Союза поляков:
- Семашко никогда не был членом союза поляков. Он никогда не интересовался развитием польской культуры. Не был замечен как активист СПБ. Мы знаем, что перед сентябрьским съездом его пригласили в администрацию президента. И администрация президента «намостила» его на то, чтобы он стал председателем СП. Информация о том, что Семашко будет председателем провластного союза поляков, появилась еще до съезда. Польские СМИ распространили эту информацию до съезда. И тот факт, что так и произошло, лишь подтверждает, что провластный СПБ - фактически марионеточная структура, все решения принимают белорусские власти.
Официальные белорусские СМИ тиражируют мнения чиновников и общественных деятелей, утверждающих, что непризнаваемый властями СПБ существует только лишь потому, что его финансово поддерживает Польша. По этому поводу Анджей Почобут отмечает:
- 400 тысяч поляков по официальным данным живет в Беларуси. Во всех демократических странах поддержку национальным меньшинствам оказывает государство, где они живут – таковы евростандарты. В частности, в Польше деятельность белорусских организаций финансируется практически полностью из польского бюджета. В Беларуси ситуация другая. Государство не только не помогает нацменьшинствам, но еще и пытается контролировать и препятствовать оказанию им помощи, поступающей из других стран. Я не думаю, что поляки перестали бы существовать на Беларуси, если бы не было поддержки со стороны Польши. Я, конечно, исключаю, что это в принципе возможно. Потому что Польша оказывает активную поддержку всем своим диаспорам во всех странах. Этим занимается сента – верхняя палата польского парламента. Поэтому ситуация, о которой так мечтают белорусские чиновники, – мол, не будут поддерживать польское нацменьшинство, и СПБ прекратит свое существование, - не случится. Поляки, живущие в Беларуси, пережили сталинские времена и советские, когда в Польше при коммунистическом режиме не вспоминали, что соотечественники живут по другую сторону восточной границы. Поэтому утверждения о том, что деятельность СПБ существует исключительно из-за финансовой поддержки, могут исходить от тех, кто не знает историю и поверхностно смотрит на ситуацию.
На вопрос, когда и каким образом возможно разрешение конфликта, Анджей Почобут отвечает:
- Ситуация, которая сложилась в Союзе поляков, - это ситуация, в которой живет сейчас белорусское общество. Суть конфликта в чем? В том, что организация хочет сама решать, кто ею будет руководить. А белорусские власти говорят: нет, так нельзя, мы вам назначим, а вы должны подчиниться. Вот в этом суть конфликта. И без доброй воли белорусских властей этот конфликт никак не будет разрешен. Скоро будет 5 лет, как это длится. Если надо, еще 5 лет может это длится. Потому что никакого согласия на отказ от независимости наша организация не давала. Не смотря на то, что власти лелеяли такие надежды. СПБ не согласится, чтобы отдел идеологии решал за организацию, чем ей заниматься и каким образом свою деятельность организовывать.
Если судить о ситуации по репортажам государственного белорусского телевидения, создается впечатление многочисленности и активной деятельности провластного союза поляков. Такое видение ситуации, по словам Анджея Почобута, не соответствует действительности.
- Это полный миф. То, что они показывали по телевизору, это был концерт фольклорного белорусского ансамбля «Беседа» в Ивенце. Они объявили, что это собрание союза поляков. Если такими темпами они будут полонизировать участников разных массовых мероприятий, которые белорусские власти организуют, то скоро поляки перестанут быть нацменьшинством. К сожалению, белорусские госСМИ не дают картины происходящего в стране. Они дают образ, который хотят видеть власти и представляют действительность, ее искажая. Это не только касается Союза поляков. Это касается вообще ситуации.
Глава незарегистрированного Союза поляков Анжелика Борис также рассматривает ситуацию с Союзом в контексте нынешней политики руководства Беларуси в отношении общественных организаций и прав человека в целом:
- Власти просто не хотят допустить, чтобы функционировало независимое общественное объединение. И всего лишь. Поэтому делают все возможное, чтобы – скоро пять лет будет 13 марта – делают все возможное, чтобы подчинить союз поляков своим политическим целям. Я не буду отвечать за правление СПБ, за дипломатов. Я только могу констатировать факт: ситуация с Союзом поляков – это ущемление прав человека, прав нацменьшинств. И я считаю, что реакция должна быть соответствующая.
Какова реакция?
На ситуацию уже отреагировала и Варшава, и представители международных структур. 22 января председатель Европарламента Ежи Бузек выразил озабоченность ситуацией вокруг польского национального меньшинства в Беларуси. Условие прекратить репрессии в отношении СПБ содержится в ряде резолюций международных организаций.
Глава внешнеполитического ведомства Польши Радослав Сикорски в эфире телеканала TVP INFO заявил о намерении «поговорить по-мужски» со своим белорусским коллегой Сергеем Мартыновым, визит которого, по неофициальной информации, запланирован на 12 февраля. Радослав Сикорский отметил, что вопрос о положении польского меньшинства в Беларуси должен быть передан в международные институции. « Мы хотим, - заявил Сикорский, - чтобы не только польская сторона говорила про то, как много может потерять Беларусь, если снова решит самоизолироваться. Мы не может это запретить Беларуси. Но уважать права национальных меньшинств, права оппозиции – это основное условие сближения с Евросоюзом», заявил глава польского МИД.
Что касается реакции на ситуацию белорусских властей, то официальный Минск в течение пяти лет, на протяжении которых длится конфликт, периодически обвиняет польскую сторону во вмешательстве во внутренние дела Беларуси, шпионаже, попытках присвоить себе право говорить от имени всех белорусских граждан, идентифицирующих себя как поляков. Кроме того, прошел ряд судебных разбирательств по поводу собственности Союза поляков.
В официальном СПБ утверждают, что по уставу организации все 16 Домов польских на территории Беларуси – собственность зарегистрированного Союза. В то время как пресс-секретарь неофициального СПБ Игорь Банцер утверждает, все 16 Домов польских построены в Беларуси либо приобретены и отремонтированы за деньги польского государства. Сейчас же, по словам Банцера, из 14 Домов польских, контролируемых официальным СПБ, 12 закрыты и работают только два — в Лиде Гродненской области и Могилеве. Незарегистрированный СПБ контролирует два Дома польских — в Барановичах Брестской области и Борисове Минской области.
Последний скандал, связанный со спором за право собственности на Дом польский в поселке Ивенец Минской области, а также с тем, что представители польского посольства в Беларуси приезжали лично на место событий, и за этим последовали обвинения Минска во вмешательстве во внутренние дела Беларуси, стал непосредственным поводом для отзыва польского посла в Варшаву.
Президент Польши Лех Качиньски заявил о намерении пригласить главу незарегистрированного СПБ Анжелику Борис и ее единомыленников в Варшаву для беседы. Польские парламентарии из фракции «Право и справедливость» выступили с призывом запретить белорусским чиновникам въезд в ЕС, наложить на Беларусь торговое эмбарго, отменить визит главы белорусского МИДа в Варшаву, рассмотреть ситуацию на уровне Брюсселя. Впрочем, представители провластного СПБ тоже выступили с инициативой создать международную комиссию для выяснения ситуации. Судя по всему, до завершения конфликта еще далеко.
Елизавета Дако, специально для РФИ