В Иране всё находится под контролем, и вопросы для интервью надо высылать заранее. Когда я зашёл в кабинет официального представителя Министерства иностранных дел, с момента подачи заявки прошло уже два месяца, и Рамин Мехманпарсат изъявляет готовность затронуть любую актуальную тему. Его объяснения столь подробны (восточная учтивость обязывает), что количество затрагиваемых тем сокращается, но дипломат тут же изъявляет готовность провести новую встречу. «Нам следует расширять взаимодействие, чтобы вы нас понимали», говорит он.
Мы начали с решения об обогащении урана до 20%. Иранский дипломат поясняет, что уран необходим для исследовательского реактора в Тегеране и что, в соответствии с положениями Договора о нераспространении ядерного оружия, участником которого является также и Иран, у них есть на это право. А почему не приняли предложения об обмене низкообогащённого урана на топливо с более высоким обогащением, выдвинутые шестёркой посредников по иранской ядерной программе (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия)? Официальный представитель говорит, что инициативу обмена низкообогащённого урана на высокообогащённый выдвинул Иран и объясняет провал этой идеи тем, что ей была придана слишком большая огласка. «До того, как были конкретизированы детали (место, этапы и количество обогащаемого урана), другая сторона заявила прессе, что вывезла обогащённый уран из Ирана, чтобы не допустить его использования в военных целях, то есть получилось что-то типа ‘смотрите, как нам удалось обвести вокруг пальца иранцев’, а это противоречило духу сотрудничества и вызвало сильную отрицательную реакцию».
Но несмотря ни на что, двери открыты: «Обогащение урана на территории другой страны может способствовать созданию лучшей атмосферы, но детали должны оговорить эксперты». Предложение шестёрки посредников предусматривало, в качестве меры доверия, предварительный вывоз 1.200 килограммов урана, которые Иран обогатил на 3,5% в нарушение пяти резолюций Совета Безопасности. Теперь иранская сторона предлагает опечатать это количество урана под контролем ООН до того, как будут поставлены необходимые им 120 килограммов урана, обогащённые до 20%.
Относительно вчерашних нападений на посольства Италии и Франции официальный представитель пояснил, что «иранская общественность весьма болезненно воспринимает действия этих стран…». «Европе следует уважать иранскую национальную демократию, признать независимость судебной власти и не вмешиваться в этот процесс». По мнению дипломата, «иранцы не смогут доверять европейцам до тех пор, пока они будут обращать внимание на протестные выступления нескольких тысяч человек, игнорируя при этом мнение 40 миллионов, которые участвовали в выборах». «Парламент настоятельно требует от нас свернуть отношения с некоторыми европейскими странами», говорит в заключение Рамин Мехманпарсат.