Традиция существует уже 31 год. Каждый год Исламская республика с большой помпой отмечает годовщину свергнувшей иранского шаха революции по давно отработанному сценарию: кортежи "верных" со всех концов страны направляются в столицу, где президент произносит праздничную речь на площади Азади (Свобода).
Тем не менее, в этом году властям придется принять во внимание и тех, кто оспаривает легитимность правительства переизбранного в июне президента Ахмадинежада, причем немало из этих людей осмеливаются говорить и об "искажении" самих идей революции. "Я выйду на улицу, чтобы задать такой вопрос: Куда делся лозунг "Революция, свобода, Исламская республика", объединивший тогдашних революционеров, некоторые из которых сегодня стоят у руля страны?", - рассказывает иранский архитектор Анушех.
О плане сбора протестующим сообщили по электронной почте. По соображениям безопасности все детали были раскрыты лишь в самый последний момент. За семь месяцев противостояния люди научились гораздо лучше продумывать свои акции.
Несмотря на растущее число разногласий по долгосрочным политическим планам, "зеленое движение" не отступается от своей первоочередной задачи: избежать насилия. Так, на своем интернет-сайте центральная фигура оппозиции Мир Хосейн Мусави призвал своих сторонников "не поддаваться на провокации". "Пасдараны и басиджы нам не враги. Мы настроены мирно и намереваемся отпраздновать противостоящую деспотизму революцию", - пишет он. На самом деле жестокий разгон манифестантов в день Ашуры, результате которого погибло по меньшей мере восемь человек, дает основания опасаться худшего. "Этот день станет испытанием как для оппозиции, так и для власти", - считает социолог из Тегерана.
Запугивание инакомыслящих
Власти, похоже, все-таки решили сделать выбор в пользу силовых методов. С приближением 11 февраля в стране участились угрозы в адрес "контрреволюционеров". Две недели назад двух молодых оппозиционеров повесили втайне от их семей и адвокатов – это стало новым этапом масштабной кампании по запугиванию инакомыслящих. Еще около тринадцати лидеров оппозиции получили большие тюремные сроки, тогда как новая волна арестов затронула журналистов, интеллигенцию и правозащитников.
Для усиления сил правопорядка в столицу уже прибыли десятки тысяч ополченцев-басиджей. Полиция тоже не теряет времени даром: большие отряды были развернуты вокруг площади Азади. "Такие угрозы на нас больше не действуют. Да, мне страшно, но я все равно пойду", - говорит Анушех.