Министр иностранных дел Урмас Паэт высказал в интервью Postimees мысль: не все вещи, совершаемые во внешней политике, делаются посредством газет.
Все вещи наверняка не делаются. Как ни жаль журналисту, общественность и в самом деле никогда не сможет узнать о непосредственных переговорах руководителей государств или их беседах за рюмкой коньяка. Засекреченные на 75 лет памятные записки останутся надолго в золотом фонде международной политики.
Классическая внешняя политика всегда была уделом элит различных стран, о которой простому народу не положено было знать. В наше же время широко открытое информационное пространство - обычное дело даже в общении элит.
Пример. Когда министр иностранных дел Паэт отвечал в парламенте на вопрос Марко Михкельсона (председатель парламентской комиссии по делам ЕС – Х.С.), он сказал, что в отношениях НАТО-Россия царит относительно шизофреническая ситуация. Паэт обосновал: в то время как НАТО рассматривает Россию как своего партнера, Россия у наших границ проводит крупные военные учения, по легенде который отрабатываются навыки ведения войны с НАТО.
Это заявление подобрала российская газета «Известия», опубликовав заметку под заголовком «Таллин оценивает отношения Россия-НАТО как шизофренические». Краткую заметку в «Известиях» прочитал в числе прочих и посол России при НАТО Дмитрий Рогозин, который отреагировал на своем канале Twitter следующим образом: «Таллин оценивает отношения НАТО-Россия как «шизофренические». Доктор, когда вы сами ходили в последний раз к врачу?», а также: «А ущемление прав 40 процентов населения – русских по национальности – не шизофрения?»
Рогозин, разумеется, не стоит на пьедестале рядом с великими дипломатическими фигурами наподобие Генри Киссинджера, но, тем не менее, это высокопоставленный деятель соседнего государства, посол при НАТО.
В данном случае он прочитал заявление министра иностранных дел в газете и ответил не через МИД России, а через интернет и социальные СМИ, которые, например, может свободно читать и министр иностранных дел Эстонии.
Узловые проблемы нынешней внешней политики и требуют все больше открытой дипломатии. В Афганистане недостаточно договориться с Карзаем, а нужно завоевать среди местного населения «сердца и доверие».
Это известное выражение, которое в Эстонии использовал председатель парламентской комиссии по иностранным делам Свен Миксер, но которое в оригинале звучит сильнее: battle for the hearts and minds.
Да и для достижения наших внешнеполитических целей во Франции не всегда нужно общаться с министерством иностранных дел в Париже, а можно направить свою весть прямо французскому народу. Через газету, Youtube, Twitter или что угодно.
Может быть, где то здесь лежит ключ к решению, например, проблемы корабельной сделки с «Мистралем»?
Перевод Хейно Сарап