В Польше, на Украине, а также в России разгорелись дебаты о том, как оценивать лидера украинского национального движения 20-го века Степана Бандеру. Причиной для того, чтобы вспомнить историю, стало официальное объявление Бандеры и бойцов руководимого им национального движения героями Украины.
«Степан Бандера – это трагичная и неоднозначная фигура, которую нельзя оценить в двух словах, не используя те символы, которые десятками лет навязывали коммунистическая пропаганда или националистическая идеализация», - отметил в разгаре дискуссий в украинских СМИ эксперт связанного с Западом Фонда польско-украинского сотрудничества Адам Сауэр. Неудивительно, что присуждение Бандере звания героя Украины 22 января и предоставление официального статуса борцов за независимость бойцам организации украинских националистов (ОУН), а также бойцам Украинской повстанческой армии (УПА) 29 января вызвали яростные протесты и МИДа России, и Центра Симона Визенталя, а теперь также и польского общества. Зато президент Украины Виктор Ющенко на официальной церемонии подчеркнул, что этого момента ждали «миллионы украинцев много лет». О западной части Украины, где движение украинских национальных партизан, или «бандеровцев» было подавлено только в середине 50-х годов, это можно сказать с уверенностью. Во Львове есть памятник Бандере, а улицу его именем там назвали еще в 1991 году. Улицы Степана Бандеры есть в Тернополе, Ровно, Ивано-Франковске, Луцке.
Другое мнение вы услышите в восточной части Украины, где среди жителей русской национальности бытует представление о Бандере как «нацисте» и «антисемите». Соответственно, в Москве Бандера для многих нечто среднее между «русофобом» и «врагом советской власти», который осмелился организовать вооруженную подпольную борьбу за украинскую государственность. Более обоснованный гнев ощущается в Польше, поскольку у многих поляков «бандеровцы» ассоциируются с кровавой бескомпромиссной борьбой, терроризмом, взаимными убийствами мирных жителей в 30-40-е годы. «Оценка ОУН и УПА в Польше, несомненно, негативная. Эти организации осуществляли массовые убийства на восточных территориях Польши. Тогда погибли более 100 тысяч человек только из-за того, что они были поляки. Эти убийства вызывают безусловный протест польского общества», - заявил вечером 4 февраля в официальном заявлении своей канцелярии президент Польши Лех Качиньский. По его оценке, в действиях президента Украины «сиюминутные политические интересы одержали верх над исторической справедливостью». Поляки ожидали от украинских партнеров «больше деликатности».
Бандера – террорист
У украинско-польских разногласий давняя история. Противником в первых боях, в которые вступила восстановленная Польша в ноябре 1918 года, были войска национальной рады Украины. Бои проходили за Львов.
«Поляки украинцев, как и литовцев, изначально не были способны принять как полноценную нацию. Последствием стала польско-украинская война», - поясняет ассоциированный профессор Латвийского университета Эрикс Екабсонс. В отличие от балтийцев, Украине с завоеванием независимости тогда не повезло: половина украинских территорий остались в Польше, половина – в большевистской России. Историк напоминает, что с точки зрения наших дней политику Польши в украинском вопросе в 20-30-е годы трудно назвать справедливой: «Абсолютной правды не было ни у одних, ни у других. Там были украинский терроризм и насильственные подрывы украинских униатских церквей как ответ на него». За индивидуальный террор украинские националисты взялись, будучи уверенными в том, что парламентским путем они ничего не добьются для своей автономии. Жертвами обычно становились именно те общественные или государственные деятели, которые пытались способствовать украинско-польскому сближению. Самый большой резонанс вызвало убийство министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого в результате покушения 15 июня 1934 года. Тогда впервые и прозвучало имя руководителя региональной организации ОУН Степана Бандеры. Бандера был одним из тех, кто планировал покушение. Его арестовали и в 1936 году осудили. Выходец из очень национально настроенной, интеллигентной семьи в глазах поляков был заклеймен как преступник.
Бандера находился в тюрьме до сентября 1939 года, когда в Польшу вошли немцы и освободили его. Действительно ли харизматичный лидер украинских националов поспешил в объятия нацистов, были ли бандеровцы такими «фашистами», как утверждали в советские времена и как продолжает утверждать Россия? «Нет ни малейших сомнений, что он был патриотом Украины. То, что Бандера ошибался в отдельные моменты насчет того, с кем вместе идти и действовать, - это другое дело. Злостным фашистом его назвать нельзя. Эта очень знакомая нам лексика по политическим причинам примитивизирована до абсурда», - комментирует Эрикс Екабсонс.
В 1941 году Бандера был лидером влиятельной фракции ОУН, но не всей структуры. Сотрудничать в формировании обученных немцами украинских вооруженных подразделений Nachtigall и Roland его мотивировала надежда на помощь Германии в основании украинского государства. Оба батальона, в рядах которых были пламенные сторонники Бандеры из ОУН, в июне 1941 года заняли Львов и еще несколько населенных пунктов раньше немцев. 30 июня 1941 года Бандера вместе со своим заместителем Ярославом Стецко провозгласил восстановление Украины. Немцы это государство терпели только 12 дней. В планы нацистов входило создание украинского рейхскомиссариата и колонизация страны, а не предоставление ей свободы. Бандеру, Стецко и их соратников арестовали; против ОУН начались репрессии; осенью расформировали также украинские батальоны Nachtigall и Roland, поскольку в них назревал мятеж. Степана Бандеру тогда увезли в концлагерь Заксенхаузен, где он находился до осени 1944 года. Те, кто утверждает, что он был «другом Гитлера», нередко умалчивают об этом факте.
Антисемиты из УПА?
Одно из самых тяжелых обвинений в адрес бандеровцев связано с так называемым львовским побоищем. Оно произошло в том же 1941 году 30 июня, когда Бандера провозгласил восстановление украинского государства. Сведения об этом событии противоречивые. Количество жертв подсчитывают от 3 до 10 тысяч. В абсолютном большинстве это были евреи, а также коммунисты. «Там произошло точно то же самое, что и в Балтии и в восточной части Польши, которую Красная армия заняла в сентябре 1939 года. Сейчас в Польше это нередко пытаются забыть, но в первые дни немецкой оккупации поляки вступали в ряды полиции в большом количестве. Причиной было впечатление, оставленное почти двумя годами советской оккупации», - говорит историк Екабсонс. Трудно сказать, насколько бойня была собственной инициативой украинцев, и в какой мере это инспирированное немцами мероприятие. Надо помнить о том, что за неделю до этого чекисты убили во Львове 4000 политзаключенных, главным образом, украинских националистов. Когда трупы жертв эксгумировали, картина была похожей на ту, что была на дворе рижской Центральной тюрьмы в июльские дни 1941 года. К тому же, немцы распространили слухи, что зверства над заключенными совершили именно «жидовские большевики». Это спровоцировало близких на жажду мщения. Последствиями стали еврейские погромы. Очевидно, в них участвовали также боевики ОУН. Однако антисемитизм, который временами упоминается, не был основой идеологии ОУН и УПА. И сам Бандера непосредственно не принимал участия в львовском побоище, и нет сведений о том, что он давал там какие-то распоряжения. «Если он каким-то образом и был виновен в львовских событиях, то только тем, что пропагандировал украинские национальные идеи, в определенной мере настраивая людей мстить», - поясняет Екабсонс. В оценке отношения бандеровцев к евреям среди историков нет единодушия. Но факт, что евреи позже боролись в рядах УПА и как боевики, и как командиры, и в особенности как медицинский персонал. Примечательно, что в начале 50-х годов, когда Израиль и сионисты были объявлены врагами СССР, советская пропаганда вещала, что УПА и сионисты идут рука об руку.
Око за око
И в заключении Бандера продолжал оставаться идейным символом борьбы украинцев за независимость, а не сторонником нацизма. «Два брата Степана Бандеры Василь и Олександр, тоже очень национально настроенные, погибли в концлагере Аушвиц. Сам он сидел в лагере за свою национальную позицию и за то, что поддержал провозглашение независимого украинского государства. Я сильно сомневаюсь, мог ли Бандера на самом деле любить нацистскую власть», - считает Эрикс Екабсонс.
Американский историк украинского происхождения Майкл Логуш утверждает, что в 1943 году некий нацистский офицер высокого ранга задал Бандере прямой вопрос, поддерживает он Гитлера или нет. Бандера без заминки ответил, что Германия, безусловно, проиграет войну, и Украина ничего не приобретет от союзничества с ней. Формирование 14-й украинской гренадерской дивизии СС «Галитчина» в апреле 1943 года поддержала только небольшая часть ОУН, в рядах которого не было единства. Сторонники Бандеры бойкотировали легион. Вместо него в феврале 1943 года была создана Украинская повстанческая армия (УПА). Решение в пользу нее было напрямую связано с усиливающимися репрессиями немцев против гражданского населения и членов ОУН, а также обострение борьбы с польским движением сопротивления Armia Krajowa и советскими партизанами. В Волыни и Восточной Галиции, начиная с весны 1943 года, УПА принялась, по мнению поляков, за этнические чистки. Украинцы считали эти регионы своими и действовали агрессивно. Еще во время немецкой оккупации в упомянутых областях были созданы батальоны польской полиции, но для того, чтобы защищать не оккупационную власть, а свое гражданское население. Историки признают, что во время войны в этих внутренних боях было убито около 100 тысяч польских мирных жителей и около 20 тысяч украинцев.
Позже главными противниками военного крыла ОУН стали армия коммунистической Польши и войска СССР. Бандера в начальной стадии деятельности УПА напрямую не участвовал. Влиятельный лидер ОУН был освобожден из концлагеря только в сентябре 1944 года.
В поисках среднего пути
Нет сведений о том, что после освобождения Степан Бандера принимал участие в военных действиях в занятой Советской армией части Украины или на территории Польши. После войны он жил в Западной Германии, продолжая руководить движением украинских националистов. В октябре 1959 года в Мюнхене агент КГБ Богдан Сташинский убил Бандеру, выстрелив ему в лицо из специального пистолета ампулу с цианистым калием.
Историки считают, что, с одной стороны, усиленное внимание к личности Бандеры может показаться странным, поскольку он вовсе не был самым активным лидером ОУН, а только одним из них. Почему-то никто не протестовал, когда президент Ющенко присвоил звание Героя Украины, например, Роману Шушкевичу, который до 1950 года боролся в рядах УПА с оружием в руках и был командиром высокого ранга. «Бандеру, как главную цель, выбрали из-за его харизматичности, узнаваемости. Его убили потому, что Бандера был лидером национального движения, а не потому, что он участвовал в каких-то массовых убийствах. Если бы это действительно было, Бандера не смог бы несколько лет свободно жить в контролируемой союзниками Германии», - отметил историк Екабсонс. Коммунистическая пропаганда СССР хорошо поработала над имиджем Бандеры, когда главной задачей была дискредитация движения украинских националистов. В Москве украинской повстанческой армии боялись больше, чем балтийских лесных братьев.
Несмотря на пикеты и временами жесткую риторику, сомнительно, что выделение Бандеры и УПА существенно подорвет отношения Украины и Польши. «В Польше сейчас царит толерантный взгляд в отношении украинцев, поскольку оба государства осознают, что им надо объединяться. Серьезные польские историки уже нашли средний путь в этом эпизоде общей истории», - отмечает профессор Екабсонс. Не зря президент Польши Качиньский, напоминая Киеву мнение Варшавы о бандеровцах, в заключение добавил: «Польша твердо убеждена – эффективные и тесные партнерские отношения суверенных, свободных и демократических Польши и Украины отвечают интересам обоих государств. Мы не можем забывать об этом».
Перевод: Лариса Дереча