Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Центральная Азия и Кавказ: Администрация Барака Обамы занимает умеренную позицию в вопросе оказания помощи странам региона

© Reutersвашингтон белый дом
вашингтон белый дом
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В вопросе оказания экономической помощи странам Центральной Азии и Кавказа администрация Барака Обамы делает ставку на политику строгой экономии. Как следует из предлагаемого администрацией бюджета на предстоящий финансовый год, объем помощи многим государствам данного региона останется на прежнем уровне, а Таджикистану и Кыргызстану – двум странам, по территории которых прошел немаловажный коридор снабжения американских и натовских войск в Афганистане – даже чуть-чуть уменьшится.

В вопросе оказания экономической помощи странам Центральной Азии и Кавказа администрация Барака Обамы делает ставку на политику строгой экономии. Как следует из предлагаемого администрацией бюджета на предстоящий финансовый год, объем помощи многим государствам данного региона останется на прежнем уровне, а Таджикистану и Кыргызстану – двум странам, по территории которых прошел немаловажный коридор снабжения американских и натовских войск в Афганистане – даже чуть-чуть уменьшится.

Год назад Соединенные Штаты приняли решение почти вдвое увеличить объем помощи Таджикистану и Кыргызстану. Данная мера была направлена на укрепление этих государств и превращение их в более надежных партнеров США в борьбе с исламским радикализмом. С тех пор значение афганской миссии в глазах американских чиновников только выросло, и в страну было решено направить дополнительный американский контингент численностью в 30 тыс. военнослужащих. Правда, хоть администрация Барака Обамы по-прежнему считает необходимым оказание помощи Таджикистану и Кыргызстану, объем этой помощи в будущем финансовом году будет снижен.

Пакет экономической помощи Кыргызстану на 2011 финансовый год составит 40,3 млн. долларов против 46 млн. долларов текущего года. Объем помощи Таджикистану также немного сократится – с 42,5 млн. долларов в текущем году до 41,5 млн. долларов в будущем году. Снизится и объем военной помощи: размер военных ассигнований для Кыргызстана (на которые приобретается военное оборудование и техника) сократится с 3,5 млн. долларов до 2,4 млн. долларов, а для Таджикистана – с 1,5 млн. долларов до 1,2 млн. долларов.

"Ситуация в Центральной Азии остается тревожно-неустойчивой. Отсутствие экономических возможностей и слабые демократические институты создают условия для распространения вширь коррупции, процветании исламского экстремизма и незаконного оборота наркотиков. Ввиду того, что поддержание Соединенными Штатами хороших отношений со странами этого региона играет немаловажную роль в нашей деятельности по стабилизации военно-гражданской ситуации в Афганистане, бюджетная заявка на 2011 финансовый год предусматривает в качестве одного из приоритетов оказание помощи Кыргызской Республике и Таджикистану", – говорится в обнародованной Белым домом в начале февраля пояснительной записке к бюджету.

Пакет помощи Кыргызстану и Таджикистану будет направлен на усиление борьбы с наркотиками, а также финансирование программ в области здравоохранения и образования. Пакет помощи Таджикистану также включает в себя меры по укреплению охраны границ, активизации борьбы с экстремизмом, укреплению продовольственной безопасности, включая программы по решению проблемы "нехватки водных ресурсов, семенного фонда и удобрений, отсутствия современных технологий и неудовлетворительной ситуации в животноводстве", – говорится в документе.

Кроме того, пакет помощи Кыргызстану будет нацелен на осуществление программ по борьбе с коррупцией, а в сфере сельского хозяйства – на "совершенствование системы землепользования, расширение доступа к имеющимся мощностям, рационализацию ирригационной системы и активизацию внедрения современных технологий".

Согласно предлагаемому администрацией бюджету, объем помощи Узбекистану и Казахстану в будущем финансовом году не изменится, а Туркменистану сократится с 12,5 млн. долларов до 10 млн. долларов. Все эти цифры являются предварительными и подлежат рассмотрению и утверждению Конгрессом США.

Что касается стран Кавказа, то объем помощи Азербайджану и Армении останется на прежнем уровне, тогда как Грузии (помимо помощи в объеме миллиарда долларов, выделенной Тбилиси Вашингтоном после российско-грузинской войны 2008 года) вырастет почти на 10 миллионов, составив 68,7 млн. долларов. Ассигнования на оборонные нужды останутся на прежнем уровне – 16 млн. долларов. Это третий по размеру пакет помощи из всех стран Европы и бывшего СССР, уступающий лишь Польше и Румынии.

Увеличение пакета помощи Тбилиси "станет продолжением долгосрочной работы по укреплению стабильности в Грузии и активизации процесса восстановления страны после августовского конфликта 2008 года с Россией. Программы США призваны содействовать дальнейшему процессу разделения властей, становлению гражданского общества и независимых СМИ, расширению политического плюрализма и доступа к информации, содействия восстановлению экономики, повышению энергетической безопасности и активизации реформ в общественном секторе", – говорится в бюджетных документах.

Как явствует из бюджетной заявки, администрация Барака Обамы "рассматривает Центральную Азию главным образом как регион недееспособных государств, а не государств, осуществляющих переход к демократии", как делала вид администрация Буша вплоть до завершения срока своих полномочий, говорит эксперт по Центральной Азии Вашингтонского университета Скотт Радниц (Scott Radnitz).

"Правда, сравнительно небольшой объем помощи, заложенный в бюджете на 2011 год, особенно для Кыргызстана и Таджикистана, а также нестройный характер предполагаемых проектов дают основание полагать, что администрация еще не определилась со своей стратегией в отношении государств, подающих опасные предупредительные сигналы, но не представляющих непосредственной угрозы для безопасности США, – добавляет он. – Опасность состоит вот в чем: если мы будем слишком долго игнорировать страну, подающую подобные тревожные сигналы, проблема может потихоньку разрастаться, пока мы не будем вынуждены уделить ей самое пристальное внимание, как это произошло с Йеменом в декабре прошлого года".