«Эмиграция – это такая русская забава, сегодня идет уже четвертая или пятая волна», - говорит, улыбаясь, менеджер Константин за чашкой чая в обитом деревом кабинете в центре Москвы. Он уже давно перевез свою семью в Чехию.
В конце 90-х годов Константин купил в Праге квартиру, где живет его жена, художница. Их дочь получила в Чехии высшее образование. Чешскую Республику, как говорит Константин, он выбрал случайно. Главную роль здесь сыграли связи его фирмы с чешскими партнерами.
Эта история - хороший пример проблемы, с которой столкнулась современная Россия. Несмотря на усиление государства и хорошие макроэкономические показатели, с явлением, связанным с теми временами, когда Константин увез из России свою семью, справиться не удается до сих пор. Это эмиграция населения. Русские, не взирая на нефтяное благополучие, массово уезжают за границу.
Россия, поймав нефтяную волну еще во время первого срока Путина, снова требует дать ей слово. Соединенные Штаты снова прислушиваются к голосу из Кремля, Европу все сильнее опутывают щупальца русских труб. Только вот люди из России по-прежнему уезжают. Прилив русских сложно не заметить.
Российская суверенная демократия страдает от авторитарных недугов, и все строится на связях. Страна пытается попасть в элитный клуб экономически развитых государств, только вот рост экономики обеспечивается, прежде всего, за счет экспорта сырья. О необходимости модернизировать отсталую экономику говорят даже в Кремле.
Только за последние пять лет, согласно официальным российским статистическим данным, из России в ЕС и США эмигрировало около 106 тысяч человек. На самом деле эти цифры могут быть в несколько раз больше (из-за разных видов разрешений на пребывание).
Прилив русских заметен и в Чехии. По данным министерства внутренних дел, русские составляют третью по величине общину иностранцев в Праге. Надписи и вывески на русском, еще недавно прерогатива исключительно Карловых Вар и гарнизонов, постепенно появляются во всех уголках республики.
В нашу страну приезжают не только беженцы с Северного Кавказа. В последнее время к нам едет русский средний класс. В Чешской Республике эти люди покупают недвижимость и начинают свое дело. Чем мы так привлекательны для россиян?
Коррумпированные чиновники, вынужденная продажа фирм, рейдерские захваты с согласия суда – со всем этим приходится сталкиваться российским предпринимателям. Поэтому многие более или менее состоятельные русские на всякий случай стараются застраховать себя за границей. А в Чехии, по словам Константина, нет проблем ни с законами, ни с полицией, поэтому часть иммигрантов направляется именно к нам.
«Как раз сейчас один мой знакомый покупает в Праге виллу. При этом в Москве у него все есть. Он живет на Кутузовском проспекте (один из элитных районов Москвы – прим. автора), ездит на «Мерседесе» и владеет солидной фирмой», - рассказывает менеджер.
«Почему его интересует недвижимость в Чехии? Просто ему уже все надоело. К нему постоянно приходят люди в форме, и он стал задумываться, что будет дальше. Причем речь здесь идет исключительно об экономическом давлении. С нынешней антикремлевской оппозицией и маршем несогласных здесь нет ничего общего. Наоборот, еще недавно он уверял меня, что человек не может предать свою родину, что должны быть какие-то принципы, честь. Это он мне говорил, когда моя семья переезжала в Прагу. А теперь он сам туда перебирается», - объясняет Константин.
Сам Константин пока не думает уезжать из России. Как он говорит, условия жизни в Москве нормальные, и нет причин уезжать из своей страны. Он переедет только в том случае, если потеряет свой бизнес.
«Я не хочу жить в клетке»
Предприниматель из Петербурга Игорь подтверждает слова Константина. Современная волна русской эмиграции связана с защитой имущества, считает петербуржец.
«В России никто не может быть уверен в том, что у него не заберут заработанные деньги. Девяносто девять процентов последних русских эмигрантов уехали за границу для того, чтобы спрятать свое имущество в безопасном месте», - говорит Игорь. Континентальная Европа, по его словам, в отличие от Великобритании, привлекает, прежде всего, средних, не очень крупных предпринимателей. Эмиграция в Соединенное королевство связана не только с престижем, но и с немалыми расходами.
«Каждый, кто хочет перевести в Англию деньги, должен заплатить налог, сравнимый с одной третью всей суммы. Это могут себе позволить только те, у кого настолько большое имущество, что им все равно», - объясняет Игорь. Остальные, по его словам, едут в страны ЕС, близкие им по культуре и по менталитету.
Подобный интерес связывает с Чешской Республикой и Игоря. Когда он искал, куда можно вкладывать деньги за границей, он изучал славянские государства. Нашу страну он выбрал благодаря своему партнеру, знавшему и чешскую среду, и чешский язык. Тем не менее, Игорь утверждает, что чехи ему ближе, чем, например, поляки.
Однако свою предпринимательскую деятельность в Чехии он, скорее, считает экспериментом, и об отъезде из России пока не думает. «В России мне нравится больше, чем в Европе. После двух недель за границей, я начинаю скучать по России и хочу скорее домой. Пока российские границы будут открыты, я никуда не уеду. Но как только их начнут закрывать, я сразу же эмигрирую. В клетке я жить не хочу», - добавляет он.
В Чехию через ЮАР
В квартире в пригороде Москвы свою чешскую историю рассказывают предприниматель Олег и его супруга. Их путь в Чехию напоминает приключения Швейка. С начала они планировали жить в Южно-Африканской Республике, но, приехав в эту страну, поняли, что она и географически и культурно слишком далека от их родины.
«Я там даже боялась одна ходить по улице», - утверждает Наталья. Чешская Республика, наоборот, понравилась паре с первого взгляда. Культурные и языковые отличия не так существенны, и славянские корни двух стран сыграли не последнюю роль в их выборе, говорят Олег и Наталья.
Супруги несколько лет назад купили дом на юге Чехии. Они планируют его отремонтировать и сделать там отель. Соседи Олега и Натальи уехали из России, опасаясь того, как экономика страны будет развиваться дальше, сама пара пока о переезде не думает. «Мы бы однозначно уехали, если бы криминальная обстановка стала хуже или если бы началась война. Пока мы планируем вести в Чехии свое
дело», - говорит Олег.
Все предприниматели, с которыми удалось поговорить, соглашаются, что их интерес к Чешской Республике никак не связан с политикой. Непрозрачные выборы и несоблюдение гражданских прав – это не то, что может заставить их уехать из своей страны.
В Чехии политика делается в пивной за кружкой пива, в России – за кухонным столом. Для этих людей важнее возможность заниматься собственным делом, личная безопасность и сохранность имущества. И именно поэтому Чехия им подходит.