Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Перезагрузка или "холодная война"?

На наших границах новый опасный проект

© коллаж ИноСМИворонин молдова румыния сша про
воронин молдова румыния сша про
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Реакция гражданского общества, политиков и властей Молдовы на решение Румынии и США о размещении на своей территории элементов противоракетной обороны ПРО самая противоречивая: от жесткого осуждения парламентской оппозицией, выступившей с заявлением об осуждении данного решения, до полного одобрительного молчания молдавских властей, решивших "не вмешиваться в дела суверенного государства", то бишь Румынии.

Реакция гражданского общества, политиков и властей Молдовы на решение Румынии и США о размещении на своей территории элементов противоракетной обороны ПРО самая противоречивая: от жесткого осуждения парламентской оппозицией, выступившей с заявлением об осуждении данного решения, до полного одобрительного молчания молдавских властей, решивших "не вмешиваться в дела суверенного государства", то бишь Румынии. То есть когда речь идет о ПРО, то вмешиваться в дела иностранного государства нельзя, а когда молдаван называют румынами, то можно...

Обсуждение этой, чреватой серьезными для региональной безопасности проблемами, темы обретает все более широкий размах. Вчера в Кишиневе в молдавском представительстве РИА Новости состоялся видеомост Москва - Кишинев на тему "Размещение элементов ПРО в Румынии: реакция России и Молдовы".

Принявший участие в нем, третий президент Республики Молдова Владимир Воронин отметил, что "сам по себе факт развертывания таких военно-стратегических объектов на территории стран Центральной и Восточной Европы всегда вызывал и вызывает протестную реакцию гражданского общества". Достаточно вспомнить проблебы, возникшие с размещением ПРО в Польше и Чехии.

Естественно, отметил Владимир Воронин, не может не вызывать у нас беспокойство и вовлечение нашего непосредственного соседа, Румынии, в эти опасные военно-политические игры. Несмотря на все заверения о том, что эти элементы будут направлены против иранской ядерной угрозы, нельзя не осознавать, что они преследуют и другие цели, и направлены и против других государств.

Экс-президент Молдовы подчеркнул также, что данная военно-политическая линия США и Румынии, других стран, к сожалению, возвращает нас постепенно во времена холодной войны, от которой мы так долго уходили. Решение Румынии о размещении на своей территории элементов ПРО может отрицательно отразиться как на решении приднестровской проблемы, так и на статусе нейтралитета Республики Молдова.

Никто сегодня не может прогнозировать, подчеркнул экс-президент, как отразятся румынские ПРО на приднестровском урегулировании. В этой связи, Владимир Воронин отметил, что Партия коммунистов всегда выступала за демилитаризацию Республики Молдова и что любая эскалация напряженности в этом регионе будет приводить только к отдалению процесса реинтеграции страны. Есть еще один немаловажный нюанс: в одном из своих недавних публичных выступлений Владимир Воронин отметил, что открытие нынешними властями Молдовы молдо-румынской границы фактически создало прецедент в Европе: у Республики Модлдовы открыты границы с НАТО.

Один из участников телемоста с молдавской стороны, политолог Богдан Цырдя, говорил и об усилении военно-стратегического потенциала на границах России и СНГ и проблемах российско-американских отношений. Он отметил также и тот факт, что в отдельных регионах, по некоторым данным, происходит и нарушение ядерного баланса, что может привести к непредсказуемым последствиям. Богдан Цырдя подчеркнул, что России сегодня необходимо принимать самые серьезные решения в области стратегических вооруждений для противодействия этим шагам США и Запада.

Участвовавший в телемосте с российской стороны Михаил Ненашев, депутат Государственной думы России и член комитета Госдумы по вопросам обороны, подчеркнул, что тема расширения НАТО на Восток, в том числе и размещение на территории европейских государств элементов ПРО, всегда отрицательно воспринималось и воспринимается политическим истеблишментом и гражданами Российской Федерации, независимо от их политических убеждений. Он, в частности, отметил, что ответственность за это несут политические элиты соответствующих стран. В принятой Российской Федерацией оборонной доктрине эти военно-стратегические шаги США рассматриваются как угроза национальной безопасности России и ее партнеров по Содружеству независимых государств.

Участник телемоста, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Александр Пикаев отметил, что достигнутая договоренность между Румынией и США - это и своеобразная поддержка политики на аншлюс Молдовы. Ведь ни ЕС, ни США, ни НАТО не высказали своего отношения по поводу агрессивно-наступательной политики Румынии по отношению к Молдове. Вопреки существующим разногласиям по вопросу размещения ПРО внутри НАТО членов "настоящей" Европы, США идут по пути двусторонних соглашений, что полностью противоречит двусторонним договоренностям между самой Россией и НАТО. Он отметил, также, что это проблемы не только для России и Молдова, а и для Украины, для всех стран данного региона. Вместе с тем Александр Пикаев подчеркнул, что сегодня пока есть еще время для достижения компромиссных договренностей. Главное, чтобы это время не упустить.

Владимир Евсеев, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН, отметил в своем выступлении, что если данная политика будет продолжаться, то целью ее может быть только выдавливание России из концепции европейской системы безопсности. Но это никоим образом не означает, что следует идти по пути свертывания отношений между Москвой и Вашингтоном. Россия будет предпринимать, естественно, ответные меры и шаги, и в первую очередь дипломатические.