Недавние события, связанные с рассматриваемым в Казахстане иском о клевете, дают основание полагать, что возложенные на Астану обязанности председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе оказывают сдерживающее воздействие на позицию властей в вопросах свободы слова.
Учитывая ограничительные условия, в которых приходится существовать казахстанским СМИ, исход процесса по делу о клевете с участием высокопоставленного чиновника и независимого издания был бы раньше заранее предрешен: по результатам судебного разбирательства было бы вынесено решение не в пользу средства массовой информации. В данном же случае у журналистов появился проблеск надежды, что Астана, ощущая на своих плечах груз ответственности перед ОБСЕ, будет действовать более осмотрительно и даже, возможно, захочет немного смягчить установленные ею ограничения в области свободы слова.
Укрепляет подобные надежды победа, одержанная изданиями, на которые подал исковое заявление Тимур Кулибаев, являющийся супругом средней дочери президента Нурсултана Назарбаева, Динары, и заместителем председателя фонда национального благосостояния Казахстана "Самрук-Казына". 9 февраля судья вынесла беспрецедентное постановление об отмене своего прежнего определения о запрете на распространение в СМИ порочащей Кулибаева информации. "Впервые судья заслужил аплодисменты – правда, слабые, но аплодисменты", – сказал журналистам после оглашения судебного решения генеральный секретарь партии ОСДП "Азат" Амиржан Косанов.
В основу дела о клевете легли обвинения лондонского бизнесмена Мухтара Аблязова, объявленного казахстанскими властями в розыск по обвинениям в мошенничестве, которые сам он отвергает и считает политически мотивированными. Аблязов заявил, что Кулибаев является взяточником и в подтверждение своих слов направил в генеральную прокуратуру пакет материалов, содержание которых в результате оказалось в Интернете. Подлинность документов в независимом порядке не проверялась.
По имеющимся данным, присланные Аблязовым материалы касаются приобретения Китайской национальной нефтяной корпорацией CNPC у государства 25,12 процентов акций в СП "СНПС АктобеМунайГаз" стоимостью 150 млн. долларов. Как следует из содержащихся в материалах непроверенных сведений, которые в данный момент изучает финполиция Казахстана, Кулибаев придумал план, как продать акции по цене ниже рыночной, нагрев на этой сделке руки. Связаться с Кулибаевым для получения комментариев не удалось.
Все эти обвинения были опубликованы в ряде частных СМИ Казахстана. В ответ Тимур Кулибаев – которого нередко прочат в преемники Назарбаеву – подал в суд иск о клевете на Аблязова и несколько независимых изданий – "Республику" и связанный с ней "Голос Республики", "Взгляд" и "Курсив". 1 февраля алматинский суд вынес постановление, накладывающее строгие ограничения на публикацию этими СМИ материалов, запретив им упоминать имя Кулибаева вплоть до окончания процесса по делу о клевете, и распорядился изъять соответствующие тиражи газет.
Решение суда вызвало негодование внутри страны и за ее пределами. "В стране складывается – сложилась – практика, по которой суды выполняют политический заказ и игнорируют законы страны", – заявил на состоявшейся 3 февраля пресс-конференции обозреватель газеты "Республика" Сергей Дуванов. Предписание суда, по его словам, призвано "заткнуть рот" критикам.
Казахстан, заступивший 1 января на пост председателя ОБСЕ, оказался в неловкой ситуации, став объектом резкой критики со стороны Представителя ОБСЕ по свободе СМИ. "Расстреливать принесшего дурные вести является давней привычкой автократии, запрещенной по нормам свободных демократических СМИ как опасная попытка цензуры", – отметил в своем заявлении от 8 февраля Миклош Харашти.
Судебные приставы Казахстана уже предприняли шаги по изъятию тиражей из продажи, правда, не везде успешно. "Я их спрятал, – сказал 8 февраля EurasiaNet один продавец, демонстрируя стопку злополучных номеров газет. – Мне подсказали, что подойдут".
Сообщают, что некоторые излишне ретивые приставы нацелились и на другие независимые периодические издания, не поименованные в судебном предписании. Так, по оценкам главного редактора "Свободы Слова" Гульжан Ергалиевой, было изъято порядка 10 процентов тиража ее газеты.
8 февраля журналисты изданий "Свобода Слова", "Взгляд" и "Республика" вместе с казахстанским фондом "Журналисты в беде" направили совместное письмо генеральному прокурору и председателя Верховного суда с жалобой на постановление, касающееся публикации материалов о Кулибаеве. "Мы считаем, что своим определением судья превысила свои полномочия и прямо нарушила Конституцию, введя в стране цензуру на упоминание имени зятя президента Назарбаева – Тимура Кулибаева, – говорилось в документе. – Мы против цензуры и удушения свободы слова в Казахстане!".
Издания обжаловали судебное определение, и 9 февраля тот же самый алматинский суд удивил наблюдателей, отменив свое прежнее решение в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
В распространенном на следующий день заявлении парижская правозащитная организация "Репортеры без границ" приветствовала данное решение, назвав его "победой независимых СМИ и организаций, выступающих за свободу прессы, над попыткой правительства ввести фактическую цензуру на территории страны".
Тамара Калеева, являющаяся руководителем неправительственной организации за свободу слова "Адил Соз", выразила удивление в связи с отменой судебного определения, добавив, что ОБСЕ все же оказала свое позитивное воздействие. "То, что вчера он [Харашти] сделал такое заявление и такая сегодня ситуация возникла – я думаю, что очень большую роль играет ОБСЕ", – заявила она на пресс-конференции 9 февраля.
Редакторы независимых газет приветствовали отмену судебного определения. Гульжан Ергалиева назвалаа это событие "беспрецедентным, действительно, с юридической точки зрения, и абсолютно нагло вызывающим с точки зрения политической". Правда, по ее словам, ликовать еще рано: дело о клевете будет доведено до суда, если стороны не урегулируют претензии во внесудебном порядке. "Это победа, но еще не конец", – предостерегла она.
Между тем, по словам главного редактора газеты "Взляд" Игоря Винявского, за редакцией его издания и редакцией "Голоса Республики" установлено наблюдение со стороны представителей частных – не государственных – силовых структур. Его заявление последовало за воинственными высказываниями отца Тимура Кулибаева, Аскара Кулибаева, озвученными 3 февраля информагентству "КазТАГ". Старший Кулибаев заявил, что его сын не причастен ни к каким правонарушениям, а журналисты, опубликовавшие обвинения о коррупции – "сволочи. Их надо ставить к стенке и расстрелять!".
"Мы считаем это [заявления Аскара Кулибаева] прямой угрозой нашей безопасности", – отметил Винявский на пресс-конференции, добавив, что "Голос Республики" и "Взгляд" намерены обратиться в связи с этими заявлениями в суд.
Газеты теперь пытаются перехватить инициативу: Винявский и Ергалиева пригрозили потребовать от Кулибаева в судебном порядке возмещения материальных убытков, который понесли газеты в связи с изъятием тиражей, и морального вреда, нанесенного их репутации.
Джоанна Лиллис является независимым журналистом, специализирующимся на освещении центральноазиатских событий.