Для Владимира Путина результаты президентских выборов на Украине как бальзам на душу. Но российскому премьеру следует смаковать вкус победы Виктора Януковича осторожно – у него может возникнуть странное послевкусие.
На первый взгляд, беспокоиться Путину не из-за чего. Сторонник Запада президент Виктор Ющенко потерпел сокрушительное поражение, проиграв еще в первом туре менее чем с 5 процентами голосов. Это настоящее унижение для героя "оранжевой революции", ратовавшего за вступление в НАТО.
Янукович, одержавший в ходе воскресного тура голосования победу над Юлией Тимошенко, дружественнее всех остальных главных кандидатов относится к России, хотя симпатии нового президента перевешивает его зависимость от настоящих хозяев – украинских промышленников-миллиардеров.
Горечи Путину добавляет тот факт, что этот самый Янукович проиграл в 2004 году, когда Москва открыто поддерживала его в качестве кандидата на президентский пост. Склонный к ляпам и неуместным поступкам бывший уголовник не является лучшим другом бывшего полковника КГБ. Однако он кое-чем обязан Кремлю.
Победа Януковича, наверное, не ознаменует собой какой-то драматический разворот во внешней политике Украины в сторону России. Большая перемена произошла еще в 2008 году, когда НАТО решила не предлагать Украине (и Грузии) вступать в ряды альянса, опасаясь обидеть Россию. Точку на этом поставила война в Грузии. Для Ющенко, который еще раньше обнаружил, что и Евросоюз не ждет Украину в своих рядах, это был конец мечтаниям.
Впоследствии Киев занял более сбалансированную позицию. Когда Ющенко начал отступление, Тимошенко в качестве премьер-министра наладила отношения с Путиным, одновременно выступая за интеграцию в ЕС. С приходом Януковича Россия в этом уравнении займет более весомое место, однако двойная политика Украины все же сохранится.
Но под покровом благополучия Путина ждут определенные опасности. Самым важным вызовом "оранжевой революции" была не угроза разрыва Украины с Москвой и ее ухода на Запад. Такой вариант был маловероятен, учитывая бесчисленные связи между двумя странами. Но даже если бы события начали развиваться в этом направлении, у России в распоряжении имелись достаточно мощные рычаги воздействия, такие как разжигание сепаратизма в Крыму.
В действительности Путина встревожило возможное политическое воздействие "оранжевой революции" на Россию. Это был пусть и непрямой, но весьма мощный демократический вызов его авторитарным структурам власти. Поскольку в результате протестов примерно в то же время своих постов лишились лидеры Грузии и Киргизии, возникло впечатление, что волна либерализации захлестывает постсоветское пространство, и что ее конечной целью может стать Россия.
В том случае новая власть в Киргизии ничем не отличалась от старой. В Грузии президент Михаил Саакашвили позволил втянуть себя в катастрофическую войну. А на Украине, как неустанно повторял Путин, вслед за "оранжевой революцией" пришел хаос.
Обстоятельства, сопровождавшие "оранжевую революцию" – протесты, явное иностранное вмешательство России и Запада и последовавшая за всем этим неразбериха – помогли Москве выставить демократию в качестве источника неразберихи и сумбура. Но на сей раз все может быть иначе. Если Янукович сумеет стабилизировать ситуацию (в этом есть большие сомнения) и обеспечить экономический подъём (а в этом сомнения еще больше), то Путину будет труднее доказывать, что России нечему учиться у Украины.
Однако это вопрос не сегодняшнего дня. Пусть россияне и злы из-за экономического спада, власти Путина ничто не угрожает. Недавние демонстрации в Калининградской области и отдельные протесты в других местах общую картину не меняют. И никто обращаться к Киеву за советами не собирается.
Но как знать, каким будет будущее? Путин и его протеже президент Дмитрий Медведев руководят не тоталитарным государством, а авторитарной системой, в которой допускаются определенные споры. Довольно часто появляются признаки реального несогласия. На прошлой неделе спикер Совета Федерации (это верхняя палата парламента) Сергей Миронов подверг критике экономическую политику правительства, но его тут же ударила по рукам путинская партия "Единая Россия". Он ответил: "Неужели "Единая Россия" считает, что оппозиция и критика это бесчестно? В цивилизованном обществе это долг и задача оппозиции". Сможет ли Украина в один из дней послужить примером такого "цивилизованного общества", даже по мнению русских?