Участившиеся за последние недели угрозы со стороны Израиля вызывают серьезную обеспокоенность в Ливане, который едва успел вновь обрести политическую стабильность после пяти бурных лет, последовавших за убийством бывшего премьер-министра Рафика Харири (Rafic Hariri). Президент страны Мишель Сулейман (Michel Sleimane) не стал скрывать своих опасений: "Весь мир знает, что израильские угрозы нельзя не принимать всерьез". Этот вопрос обсуждался и на встрече Саада Харири (Saad Hariri) с Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) во время визита ливанского премьера в Париж месяц назад.
Роль Ирана
Израильские самолеты регулярно совершают облет территории Ливана, что является нарушением резолюции 1701, которая положила конец последнему конфликту двух соседей в августе 2006 года. Несмотря на то, что в воскресенье батареи ливанских сил ПВО открыли огонь по летевшим на относительно небольшой высоте истребителям, ни о каком соотношении сил даже и говорить нельзя: военное превосходство Израиля просто подавляюще. В 2006 году его авиация продемонстрировала всем свои возможности, стерев с лица земли контролируемые "Хезболлой" кварталы в южном пригороде Бейрута. Подобный план (только уже в гораздо более крупных масштабах) израильские власти угрожают претворить в жизнь и сегодня, если "Хезболла" пошевелит хоть пальцем. Все дело в том, что правительство Ливана, куда входит партия "исламского сопротивления", считают ответственным за "все, что творит "Хезболла", - так сказал Эхуд Барак.
Министр обороны действует в рамках созданной во время войны 2006 года новой доктрины, согласно которой Израиль больше не будет ограничиваться ударами по принадлежащим "Хезболле" объектам и может включать в список целей ливанскую армию и ключевую инфраструктуру на всей территории страны.
Помимо психологического воздействия эта стратегия нацелена на то, чтобы углубить внутренний политический раскол, касающийся вооружения "Хезболлы". Эффект от такого запугивания однако несколько уменьшился после формирования правительства национально единства, ставшего результатом длительной борьбы с партией Аллаха, которая не желала даже обсуждать вопрос о продолжении "сопротивления" пока "израильская угроза" остается в силе.
Предлогом для войны может стать все что угодно, учитывая то, что обе страны затрагивают интересы всего региона и прежде всего Ирана. Для Израиля речь идет о том, чтобы вернуть утерянные после полупровала 2006 года позиции и нанести косвенный удар по Ирану во вторичном конфликте. Хезболла же в свою очередь могла бы помочь Ирану отвлечь всеобщее внимание от его территории, предоставив Израилю предлог для начала агрессии.
При всем этом большинство наблюдателей считают, что в ближайшем будущем война маловероятна. Такая ситуация объясняется выгодой нынешнего статус-кво для обеих сторон: Израиль получил невиданную ранее стабильность у своих серенных границ, а "Хезболла" не намерена ввязываться в новый конфликт, пока не затянулись старые раны.