Премьер-министр РФ Владимир Путин решил лично возглавить правительственную комиссию по высоким технологиям и инновациям.
По мнению экспертов, новость имеет мало отношения к задачам модернизации, зато к борьбе за власть и контроль над финансовыми потоками - самое прямое.
Ожидается, что перемены в руководстве комиссии будут официально оглашены на ее очередном заседании в начале марта, однако замглавы президентской администрации Владислав Сурков уже поведал о них газете "Ведомости".
Раньше комиссию возглавлял вице-премьер Сергей Иванов, который теперь станет заместителем Путина.
О повышении статуса комиссии свидетельствует и то, что в аппарате правительства создан особый департамент по обеспечению ее деятельности из 23 чиновников во главе с бывшим замминистра науки и образования Александром Хлуновым.
"Самый высокий уровень"
Отвечая на вопрос "Ведомостей", пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что "в решении инновационных задач участвует такое количество разных ведомств, и оно требует такого количества законодательных и нормативных актов, что требуется самый высокий уровень руководства".
Дело, однако, в том, что в России уже есть орган, занимающийся данной проблемой на самом высоком уровне - президентская комиссия по модернизации во главе с Дмитрием Медведевым, для аппаратного обеспечения которой в экспертном управлении кремлевской администрации также существует особый департамент.
Песков заверил, что комиссия Путина будет, безусловно, координировать свою деятельность с президентской, и никаких трений между двумя органами не возникнет. В пресс-службе Кремля отказываются комментировать данную тему, ссылаясь на то, что решение пока формально не принято.
Кому делить миллиарды?
Аналитики, прокомментировавшие новость для bbcrussian.com, видят в ней две главные составляющие - финансовую и политическую, и расходятся лишь в оценке их относительной значимости.
25 ноября 2009 года на проводившемся в МГУ заседании президентской комиссии по модернизации Медведев сообщил, что в ближайшие годы на развитие инновационных производств государство потратит 620 млрд рублей.
"Дело в том, что за президентской комиссией остается выработка общих направлений, а средства находятся в ведении правительства, и там будут подписываться конкретные решения по финансированию, - поясняет эксперт Института экономики переходного периода Кирилл Рогов. - Если правительственную комиссию возглавляет чиновник относительно невысокого уровня, его роль оказывается чисто технической - не могут же Иванов или Собянин переделывать решения президента! А если ее возглавляет Путин, значит, ключи от денег находятся у него в кармане".
"Это сигнал, что правительство и премьер намерены контролировать те средства, довольно крупные, которые направляются на модернизацию и инновации, остаются крупным политическим игроком, которого не стоит игнорировать", - соглашается руководитель центра "Петербургская политика" Михаил Виноградов.
Контратака премьера
Однако дело не только в деньгах, считают аналитики.
В последние полгода, особенно после опубликования нашумевшей статьи Медведева "Россия, вперед!", модернизация сделалась фирменным знаком и козырным тузом президента. Вполне естественно нежелание премьера выглядеть на его фоне консерватором, которого интересует только торговля газом.
На заседании Госсовета 22 января Медведев, по мнению наблюдателей, вступил в слегка завуалированную полемику с предшественником на тему модернизации.
В начале февраля Институт современного развития опубликовал развернутую концепцию экономических и политических реформ. Хотя Медведев публично не выразил к ней своего отношения, деятельность института в обществе связывают с его именем.
Последний шаг Путина выглядит как контрудар, причем на поле соперника.
"До недавних пор казалось, что модернизационная и инновационная политика и риторика - в большей степени прерогатива Дмитрия Медведева, а Владимир Путин занимает консервативную охранительную нишу, - говорит Виноградов. - Мы видим, что ситуация изменилась. Путину важно показать, что правительство не имитирует работу по инновациям, потому что последнее время с его стороны мало говорилось об инновациях, а это не та тема, мимо которой можно пройти. Велик соблазн интерпретировать это как некую конкуренцию, желание зайти на поле друг друга".
Тем не менее, Виноградов все же уверен, что "данный вопрос скорее аппаратный и финансовый, нежели политический".
Со своей стороны, Кирилл Рогов полагает, что главную роль в решении Путина сыграли имиджевые соображения.
"Повестка дня, которая удается Путину - злая, силовая, кого-то отдавить, отжать, чего-нибудь перераспределить - она как-то немножко устарела. Нет конфликтов, и Путину не о чем говорить. А повестка модернизационная успешно захлестнула информационное пространство. Теперь она в какой-то мере будет перехвачена Путиным".
За последние полгода Медведев упоминался в СМИ в связи со словами "модернизация" и "инновации" вдвое чаще Путина (1822 против 891 сообщения).
Как известно, и Медведев и Путин в декабре публично заявили, что не исключают для себя участия в президентских выборах 2012 года. Политолог Андрей Пионтковский в связи с этим высказал мнение, что "борьба за Кремль уже началась".
"Я всегда говорил, что Дмитрий Медведев не будет инициировать конфликт с Владимиром Путиным, но в последние месяцы ситуация разворачивается интересно и неожиданно: такой конфликт инициирует Путин, - утверждает Кирилл Рогов. - Именно Путин, ощущая некоторое утомление элит и населения от себя, испытывает определенную ревность, и ведет наступательную политику, лишая Медведева возможностей для самостоятельного политического действия".
"Медведев, попытавшийся отбить себе территорию, где он управляет, реальных рычагов управления лишается. Даже в той узкой области, которая у него была, он становится президентом красивых фраз".
"Я предполагаю, что на данном этапе это уже нарушает изначальные договоренности между Медведевым и Путиным по распределению зон влияния", - считает политолог.
Борьба с коррупцией ни при чем?
Собеседники bbcrussian.com скептически относятся к мнению ряда экспертов, что Путин решил лично возглавить комиссию, дабы не допустить разворовывания выделенных на модернизацию средств.
"Проблема коррупции существует и модернизационных денег наверняка касается, но, на мой взгляд, здесь скорее важен аппаратный сигнал, что премьер контролирует и эти финансовые потоки, - говорит Михаил Виноградов. - Антикоррупционные шаги требуют системности решений. Понятно, что сам по себе факт контроля первого лица снижает коррупционные риски, но не устраняет их полностью, поскольку системы эффективного распределения государственных денег в России нет".
"Сегодняшний уровень коррупции был достигнут при правлении Владимира Путина. Поэтому я не вижу оснований думать, что уровень коррупции при контроле Путина будет ниже среднероссийского", - считает Кирилл Рогов.
"Не имеет отношения к модернизации"
Большинство российских и зарубежных экспертов и деловых людей пока скептически относятся к модернизационной риторике Дмитрия Медведева, к которой, судя по последним событиям, намерен присоединиться и Владимир Путин.
Они указывают на то, что у большинства элиты и граждан отсутствует политическая воля к обновлению и развитию, слово "реформы" после 1990-х годов сделалось едва ли не бранным, а дарованные природой месторождения углеводородов позволяют относительно неплохо существовать, ничего не меняя.
Как выразился недавно журналист Сергей Пархоменко, руководители страны говорят об инновационной экономике, "потому что это круто, потому что это модно, потому что теперь так носят, но никоим образом этот призыв не поддерживается действительностью".
"Думаю, что полномасштабная технологическая модернизация без политической вряд ли реальна, хотя в отдельных сферах и отраслях возможна, как показывает опыт азиатских стран, - говорит Михаил Виноградов. - До сих пор слова "модернизация" и "инновация" воспринимались как пиаровский шаг, который российские власти хотели бы наполнить каким-то содержанием, до конца не понимая, куда и как двигаться. И отношение бизнес-сообщества к этому было достаточно осторожным. В лучшем случае, в этом видели возможность как-то присоединиться к государственным средствам".
Кирилл Рогов также сомневается, что после смены председателя правительственной комиссии по модернизации та пойдет ускоренными темпами.
"Это не имеет отношения к модернизации, это имеет отношение к переформатированию режима. Это инструмент властвования, переключения на себя общественного внимания, - говорит он. - Нет сегодня реального потенциала инновационного развития, да всерьез этот вопрос и не рассматривается".