В списках миллиардеров всегда есть нечто разоблачительное. Годами зарабатываемые вдали от общественности миллиарды вдруг оказываются в центре всеобщего внимания независимо от того, хочет ли этого их обладатель или нет. Владимир Лисин, скорее, этого не хотел. Согласно последнему рейтингу, составленному российским журналом «Финанс», он стал самым богатым предпринимателем. Он оказался настолько скромным и настолько консервативным как бизнесмен, что даже составители списка вынуждены были признать: «Мы сами были удивлены».
По данным журнала, состояние Лисина составляет 18,8 миллиарда долларов (13,8 миллиарда евро), и это означает, что за год он стал богаче более чем в два раза. Лисин владеет 85 процентами акций Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), расположенного в городе Липецке. Кроме того, ему принадлежат активы компании Universal Cargo Logistics, а также акции газеты «Газета» и радиостанции «Бизнес FM». Поразительно, что этот предприниматель заработал так много денег именно в тех областях, которые серьезно пострадали от кризиса. Однако он смог получить доход от роста акций в металлургической области, которые в конце 2008 года потеряли почти 90 процентов своей стоимости.
Акции НЛМК, которые год назад продавались по 42 рубля, теперь торгуются на уровне 89 рублей (два евро). Другие предприниматели устраивали себе шопинг-туры по всему миру. Лисин по большей части предпочитал оставаться в Липецке - в городе, расположенном в черноземной зоне в 400 километрах к юго-востоку от Москвы. В Липецке он контролирует большую часть средств массовой информации, он строит жилье и поставляет электроэнергию. «В Липецке он царь и Бог, а с лета 2009 года еще и почетный гражданин города», замечает журнал «Финанс». Еще одно значительное событие прошлого года – Лисин, увлекающийся спортивной стрельбой, стал президентом Европейской стрелковой конфедерации. Если сравнить это с эксцентричными пристрастиями его коллег по клубу богатеев - с британским футбольным клубом Chelsea Абрамовича или с шумными кутежами Михаила Прохорова, - то можно сказать, что увлечение Лисина – не более чем старомодное хобби.
Однако Лисин и без этого не совсем вписывается в общепринятые рамки. В отличие от других его коллег, занимающих первые места в опубликованном списке, он не заработал свой первый миллион как комсомольский функционер на сомнительных операциях во время приватизации. Напротив, у него настоящее профессиональное образование, которое он действительно применяет на практике. Лисин работал в угольных шахтах и на сталеплавильных комбинатах, а металлургию он изучал в Сибири, после чего в 1992 году он на время присоединился к компании Trans World Group, принадлежавшей довольно подозрительным братьям Льву и Михаилу Черным, которые в течение определенного периода времени контролировали экспорт алюминия. Это открыло ему путь в НЛМК. Затем он постоянно скупал активы у других собственников, в том числе у Михаила Прохорова и Владимира Потанина (в списке журнала «Финанс» они занимают соответственно 2 и 10 место). При этом он главное внимание уделял своей основной отрасли, в скандалах замешан не был и избегал политики.
Подобная стратегия позволила ему рано оказаться в списке миллиардеров. Однако в этом году, согласно данным журнала «Финанс», он смог потеснить с первого места Михаила Прохорова. Глава группы ОНЕКСИМ еще недавно считался вундеркиндом периода кризиса, поскольку ему удалось непосредственно перед обрушением рынка продать принадлежавшие ему акции компании «Норильский никель». Однако в прошлом году он, видимо, переоценил свои возможности, так как заплатил слишком много за часть активов принадлежащего Олегу Дерипаске концерна РУСАЛ, погрязшего в долгах. Дело в том, что при размещении акций на фондовой бирже в Гонконге они были оценены на треть дешевле, чем предполагалось. Дерипаске вновь удалось значительно поправить свое положение. Благодаря размещению акций на фондовой бирже, а также огромной помощи со стороны государства любимый олигарх Владимира Путина смог погасить часть своих долгов. Сегодня, по данным российского журнала, его состояние оценивается в 10,2 миллиарда евро. Он был почти уничтожен как предприниматель, но теперь вновь занимает пристойное шестое место в списке самых богатых людей России.
В списке, по сути, знакомые все лица. Большого перераспределения в России не произошло, как не произошло и масштабного огосударствления. Москва, так же как и правительства в других странах, смогла предотвратить банкротство стратегических предприятий и даже поддержала некоторые ослабевшие фирмы. Кремль больше всего опасается социальных волнений. Too big to fail, то есть слишком большой, чтобы обанкротиться – это фраза в России звучит еще более тревожно.
В целом капиталы сверхбогатых в России еще не достигли предкризисного уровня, и тем не менее сами по себе эти данные впечатляют. Даже строительные фирмы, а также компании, занимающиеся недвижимостью, вновь вернулись в строй. Без участия фирмы «Интеко», принадлежащей Елене Батуриной – супруге московского градоначальника Юрия Лужкова, - не может быть возведен ни один забор на садовом участке. Батурина не входит в первую двадцатку, однако она смогла удвоить свое состояние. Банки также вернулись. Владелец МДМ-банка Сергей Попов смог с 48-го места переместиться на 19-е, хотя еще два месяца назад ходили слухи о том, что банки умирают.
Однако самый выдающийся прыжок совершил российский нефтяной барон Геннадий Тимченко, которого считают близким другом Путина. Недавно Тимченко приобрел акции некоторых компаний, и это позволило ему выстрелить вверх и переместиться с 375-го места на 23-е.
Однако насколько показательными могут быть подобного рода списки, насколько основательными являются данные о размере состояний, которые за один день работы фондовой биржи могут превратиться в прах? Не исключено, что приведенные журналом «Финанс» данные, собранные в декабря 2009 года, уже устарели, тем более что долги предприятий в этой стране не уменьшились. И даже сам журнал вынужден признать: если бы акции НЛМК потеряли только пять процентов своей стоимости, то Лисин уже не смог бы занимать первое место в списке.