Джеймисон Файрстоун (Jamison Firestone), посвятивший восемнадцать лет жизни помощи американским компаниям в непростой задаче взаимодействия с правовой системой России, заявил, что бежит из страны, потому что не хочет стать следующей мишенью правоохранительной мафии, которую он считает виновной в смерти своего коллеги Сергея Магнитского.
Файрстоун, 44 летний гражданин США, бывший член правления американской торговой палаты в России, рассказывает, что сотрудники министерства внутренних дел дважды предпринимали попытки заполучить 21 миллион долларов налоговых средств, которые компания, директором которой он является, должна заплатить правительству. Он заявил, что преступники подделали его подпись и корпоративные печати, чтобы получить налоговые льготы, как это случилось с 230 миллионами долларов, ставшими объектом налоговых претензий, из фондов, экспроприированных у Hermitage Capital Management – компании с объемом капиталовложений 1 миллиард долларов, которой руководит его клиент Вильям Браудер (William Browder).
Обвинение в мошенничестве лишний раз доказывает, как нелегко нынешнему президенту России Дмитрию Медведеву справляться тем, что он сам называет «правовым нигилизмом». Ощутимая нехватка законности – одна из причин снижения привлекательности России для иностранных инвесторов: объем зарубежных инвестиций в эту стране в пять раз меньше, чем в Китае и в Бразилии, и вдвое меньше, чем в Индии – других стран так называемой группы БРИК, объединяющие ведущие развивающиеся страны. Об этом свидетельствуют результаты анализа исследовательской фирмы EPFR Global, базирующейся в Кэмбридже, штат Массачусетс. В 2009 году зарегистрировано самое значительное снижение национальной экономики.
– Коррупция правоохранительных органов составляет самый значительный риск для ведения бизнеса в России, – заявил Файрстоун, один из основателей юридической компании Firestone Duncan, на интервью в Лондоне, где он ищет теперь временное рабочее помещение для своей компании. – Милиция не должна иметь структуру мафии. Эти люди разворовывают страну.
Смерть Магнитского
После смерти Магнитского в ноябре, после почти годового предварительного заключения, после таких инцидентов, как избиение человека до смерти одним из сотрудников московской милиции, Медведев пошел на определенные перестановки в системе правоохранительных органов. Были уволены руководитель московского управления внутренних дел по налоговым преступлениям, генерал-майор Анатолий Михалкин, и руководитель московского тюремного ведомства.
Министр юстиции Александр Коновалов на пресс-конференции 16 февраля заявил, что российское правительство «предпринимает определенные шаги, чтобы ситуация с Магнитским никогда не повторилась».
Этого недостаточно, утверждает Браудер (Browder), урожденный американец, 45-летний основатель компании Hermitage, одного из крупнейших иностранных инвесторов России.
– Уволенные – это самые незначительные фигуры в тайном сговоре, организованном с целью кражи налоговых денег и убийства Сергея, – рассказывает Браудер из Лондона, куда он перебазировался после того, как Россия отказала ему во въезде в страну в 2005 году. – Мы обращались с жалобами, подкрепленными документами, к представителям верхушки правоохранительных органов этой стране, пытались довести до их сведения, что целый ряд сотрудников милиции, представителей судебных органов, организованных преступников и бизнесменов участвовали в краже почти 500 миллионов долларов у государства, и были заинтересованы в заключении под стражу Сергея Магнитского. Но этим людям пока все сходит с рук.
«Гунны в погонах»
Неприятности у Файрстоуна начались 3 июня 2007 года, когда 25 сотрудников министерства внутренних дел ворвались в его московский офис и в помещения компании Hermitage, и изъяли такое количество документов, корпоративных печатей, компьютеров и серверов, что их, по его словам, хватило бы на «на два вагона». Когда один из сотрудников заметил, что изъятые документы не подпадают под прокурорское постановление об обыске, его избили, после чего он провел в больнице три недели, рассказал Файрстоун.
– Толпа гуннов в погонах ворвалась в мои служебные помещения, отмолотила моих юристов, забрала документы, использованные для кражи, – заявил Файрстоун, которого во время облавы заперли в конференц-зале. – Полиция совершила набег на мой офис, чтобы подготовить преступление.
Захваченные документы компании Hermitage были впоследствии использованы для контроля трех фондов, получивших от российского правительства 230 миллионов долларов госфинвозврата, заявил Браудер.
Плохое содержание в тюрьме
7 октября 2008 года Магнитский, руководитель ревизионно-налогового отдела компании Firestone Duncan, обратился с жалобой на мошенничество в государственный следственный комитет России, структуру, эквивалентную Федеральному Бюро Расследований США. Из протокола его свидетельских показаний явствует, что сотрудники милиции, участвовавшие в нападении на его офис, лейтенант-полковник Артем Кузнецов и майор Павел Карпов, возможно, были замешаны в деле с налоговом мошенничеством.
И вот спустя чуть больше месяца, 24 ноября, домой к Магнитскому в 7 утра явились пятеро сотрудников милиции и забрали юриста для допроса, что тоже зафиксировано в его свидетельских показаниях. По словам Браудера, эти сотрудники были непосредственными подчиненными Кузнецова и Карпова, сказал Браудер.
Налоги ООО Anrider
По словам Файрстоуна, документы, изъятые в офисе компании Firestone во время облавы, касались дел компании под названием OOO Anrider, инвестиционного отделения базирующейся в США хеджевой фирмы (занимающейся комплексным рискованным инвестированием). Фирма показала уплату в 2006 году 21,6 миллионов долларов налогов. Назвать точное наименование этой фирмы он отказался.
«Нарушения правосудия»
8 октября 2009 года юрист подал еще одну жалобу, на этот раз в Генеральную прокуратуру, тоже содержавшую некоторые подробности по делу об инкриминируемом компании Hermitage налоговом мошенничестве и по аресту Магнитсого. Джон Байерли (John Beyrle), посол США в России, 26 октября встретился с Александром Бастрыкиным, руководителем следственного комитета при Генеральной прокуратуре, чтобы обсудить эти вопросы, назвав их «нарушением правосудия», – заявил Файрстоун.
Посольство никак не отреагировало на повторные просьбы прокомментировать эту встречу. Кабинет Бастрыкина, по словам представителя Владимира Маркина, отвечает только на вопросы, присланные по факсу. Предлагаемый номер факса не работал. Ирина Дудукина, представитель следственного комитета при МВД, отказалась комментировать роль Кузнецова и Карпова, сославшись на то, что эти фамилии широко распространены в России. Она сказала, что комитет ведет следствие по делу Браудера о налоговом мошенничестве.
«Представьте доказательства»
– Он кричит, что они обокрали его компании, но ничего не говорит о налогах, которые не заплатил, – сказала Дудукина в телефонном интервью 12 февраля. – Если он считает себя невиновным, пусть представит доказательства.
Браудер, объявленный министерством иностранных дел в международный розыск, заявил, что все его компании прошли аудиторскую проверку, и им не было предъявлено никаких налоговых претензий.
– Они пытаются прикрыть гигантское преступление против бюджета с помощью подобных сфабрикованных заявлений от сотрудников министерства внутренних дел, которые сами причастны к этому преступлению, – заявил Браудер.
Магнитский, 37-летний отец двоих детей, скончался 16 ноября от токсического шока и сердечной недостаточности, пробыв в заключении 358 дней, о чем сообщалось в заявлении министерства иностранных дел, представленном в Американскую торговую палату, которое можно найти на веб сайте России. Он страдал желчнокаменной болезнью, и «его права на своевременное оказание медицинской помощи были нарушены», – говорилось в заявлении.
«Они недосягаемы»
Он встретил свой конец в Бутырской тюрьме, московском исправительном учреждении строгого режима где его содержали в камере площадью 8 квадратных метров (86 квадратных футов) вместе с тремя другими заключенными. В заключении на него оказывали давление, чтобы он отказался от своих свидетельских показаний против официальных лиц, участвующих в деле о возврате налоговых платежей, говорит Файрстоун .
– В тюрьме он подвергался жестокому обращению, но «сломался» он совершенно неожиданным для своих мучителей образом, – сказал Файрстоун .
Даже ускорившееся после смерти Магницкого президентское расследование и обнаружение заместителем главы Федеральной Пенитенциарной службы того факта, что права юриста в тюрьме жестоко нарушались, не прекратило продолжающиеся попытки заполучить налоговую скидку компании Anrider.
– Когда коррупция существует на таком уровне, и при этом от президента требуют проведения расследования и принятия крутых мер, это беспримерно бесстыдство, – говорит Файрстоун. – Это высшая степень наглости – они демонстрируют свою недосягаемость».
Отъезд из Москвы
Файрстоун, выпускник Туланского университета и Туланской юридической школы в Новом Орлеане, сказал, что он «просчитался». Он полагал, что находится в безопасности, что арест гражданина США и члена правления Американской торговой палаты стал бы, по его выражению, «международным инцидентом». Однако вторая попытка мошенничества, происшедшая уже после смерти Магницкого, убедила его, что он неправ, что ему тоже могут предъявить ложное обвинение или заключить в тюрьму за информацию о преступлении, продолжает он свой рассказ. И тогда он решил оставить свою московскую квартиру; уехал перед самым Рождеством - как будто просто отправился на рождественские каникулы, но назад уже не стал возвращаться.
– Они собирались рано или поздно сделать со мной то же, что сделали с Сергеем, – говорит Файрстон. – Все повторяется. Метод не меняются.
Россия занимает 146 место в Индексе восприятия коррупции, опубликованном Transparency International в 2009 году, между Зимбабве и Сьерра Леоне. По мнению расположенной в Берлине группы Мировой барометр Коррупции, (Global Corruption Barometer), тут речь идет об «эндемической» коррупции среди государственных чиновников и госслужащих в стране, где треть респондентов сообщает о том, что за последние 12 месяцев они были вынуждены давать взятку.
Арест за видео на YouTube
Алексей Дымовский, сотрудник милиции в черноморском порту Новороссийске, выложил на YouTube видеоролик, где он говорит, что больше не может заниматься вымогательством и арестовывать невинных граждан. После этого он сам был арестован 22 января за мошенничество, о чем сообщают вебсайт следственного комитета при Главном прокуроре, агентство BBC и Transparency International.
– Население России меньше всего нуждается в нападениях и убийствах людей, в которых Россия больше всего нуждается, – заявил Файрстоун .
Даже после того, как в 2009 году Индекс российской торговой системы (РТС) взлетел до 127 процентов, что составило самый высокий прирост в мире, российские акции по-прежнему котируются ниже номинальной стоимости на других развивающихся рынках. Индекс РТС (RTS) дает расчетную прибыль в 7,6 раз, что едва достигает двух третей от значения для индекса фондовых рынков развивающихся стран. Индекс Bovespa, Бразилия, дает 13-кратную расчетную прибыль по оценкам на 2010, шанхайский Shanghai Composite Index - 17-кратную, и индекс Sensex Индии 20-кратную.
Индекс RTS увеличил бы курсовую стоимость почти на 90 миллиардов долларов, если бы он давал 12-кратной расчетной прибыли, как, например, индекс MSCI, по расчетам Блумберга (Bloomberg).
«Русский риск»
– Часть этого дисконта объясняется специфическим «русским риском», – заявил Гарет Морган (Gareth Morgan), помогающий компании F&C Asset Management Plc в Лондоне управлять 2,5 миллиардами долларов инвестиций в рынки развивающихся стран, включая российский фонд. – Некоторые инвесторы отказываются от вкладывать средства в Россию, поскольку условия изменились пока недостаточно.
Браудер, бывший одним из самых стойких защитников России в 2003 году, после ареста Михаила Ходорковского и ликвидации его нефтяной компании OAO Юкос, сегодня заявляет, что риски слишком велики.
– Наш опыт показал, что инвестирование в Россию связано не только с риском потерять свои деньги; серьезному риску при этом подвергается ваша жизнь, – говорит Браудер. – Если бы я знал то, что знаю теперь, я бы не стал связываться с Россией.
Для некоторых инвесторов Россия – выгодное место капиталовложения. Компания Goldman Sachs Group Inc., руководитель которой, специалист по мировой экономике Джим О’Нейл (Jim O’Neill), предложивший термин BRIC, которым сейчас называют развивающиеся страны с быстро растущими рынками, сказал, что Россия будет самым привлекательным развивающимся рынком в 2010 году.
Дружеские перестрелки
– Проблемы в области правопорядка в России не новость, и тенденция наблюдается скорее в сторону улучшения, чем ухудшения, – полагает Агнесс Белаиш (Agnes Belaisch), специалист по стратегиям в отношении развивающихся рынков в компании Threadneedle Asset Management Ltd. В Лондоне. – Правительственный баланс выглядит очень не плохо, а цели, которые я постоянно отслеживаю в своей работе, – это вопрос, собирается ли Россия платить долги, и каковы будут цены на нефть.
Файрстоун перебрался в Москву через четыре дня после сдачи адвокатского экзамена в Нью-Йорке. Он очень рано отошел от бизнеса по импорту автомобилей, поняв, что его юридическую квалификацию можно эффективно использовать на службе у иностранных компаний, пробующих вести свою деятельность в России.
Его юридическая фирма, основанная в 1993 году, «одно из самых активных предприятий по регистрации в России компаний, принадлежащих зарубежным собственникам», – говорится на веб-сайте компании. Он отказался называть имена кого-либо из своих клиентов.
Файрстоун, получивший постоянный вид на жительство в России, сказал, что у него и раньше было искушение уехать из этой страны, после дела Терри Данкэна (Terry Duncan), его друга и со-основателя компании, убитого выстрелом в голову 3 октября 1993 года. Данкэн эвакуировал раненных на телецентре в Останкино во время так называемого конституционного кризиса в России, направленного против президента Бориса Ельцина.
«Комнатные собачки»
– Раньше от моей работы просто захватывало дух, это можно было сравнить, разве что, с профессией астронавта или гонщика; но теперь она превращается во что-то жуткое и опасное, – говори Файрстоун о своей деятельности юриста в Москве. – Я не предполагал, что мое положение будет связано с риском для жизни – на это я не подписывался.
Если Файрстоуна в Россию больше не тянет, то двадцать его сотрудников, юристов и бухгалтеров, остаются на службе у компании. Большинство продолжает ходить на работу в офис на Краснопролетарской улице. Файрстоун сказал, что он может работать и из Лондона и будет продолжать борьбу с теми, кто убил его друга и коллегу.
– Народ не любит видеть юристов в роли комнатных собачек; они предпочитают юристов, которые способны бороться, – заявил Файрстоун, собираясь на утреннее интервью и беря с собой дешевое издание «Анны Карениной» Льва Толстова на дорогу в метро. – Если я больше не смогу этого делать, мы закроемся.
При участии Люсьена Кима (Lucian Kim) в Москве. Редакторы: Роберт Фридман (Robert Friedman), Лари Эдельман (Larry Edelman)