Ближневосточные производители предпринимают отчаянные попытки для защиты своей доли рынка в Азии на фоне растущей конкуренции со стороны нового источника поставок и новой нефтяной смеси под названием ВСТО.
Трейдеры и аналитики считают, что страны Персидского залива начали пересматривать свои экспортные стратегии, а также ценовую политику с момента начала поставок нового сорта нефти, названного по имени недавно введенной в эксплуатацию трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), по которой российская смесь доставляется на азиатские рынки.
На карту поставлен вопрос о том, кто будет доминировать на самом быстрорастущем в мире энергетическом рынке. Принято считать, что потребление нефти на Западе достигло пика. На него повлиял также экономический спад, переход на более экономичные модели автомобилей, а также растущее использование биотоплива. Однако спрос по-прежнему растет в Китае. Производители реагируют на это и смещают акценты в своей деятельности, уделяя все больше внимания не таким традиционным экспортным рынкам как США и Европа, а восточному направлению.
Экспорт нефти из Саудовской Аравии в США в августе прошлого года сократился на 745 000 баррелей в день – это самый низкий уровень за последние 22 года. Такие данные приводит консалтинговая компания Platts, специализирующаяся в области энергетики. Вместе с тем, в последнее время так много саудовской сырой нефти поставляется в Китай, что эта страна может скоро заменить США в качестве главного рынка для Саудовской Аравии.
Это находит свое отражение и в сокращении обязательств Саудовской Аравии перед США, о чем свидетельствует отказ в декабре прошлого года находящегося в собственности государства нефтяного гиганта Saudi Aramco от аренды хранилищ на острове Сент-Эстатиус (St. Eustatius), откуда нефть поступала на американский рынок. Компания использовала эти установки с середины 1990-х годов.
В то же самое время компании Saudi Aramco и Abu Dhabi подписали соглашение о хранении запасов нефти в Японии, откуда ее легче поставлять на другие азиатские рынки.
«Производители, поставляющие энергоносители на рынок на основе долгосрочных контрактов, предпринимают в связи с появлением ВСТО ответные шаги», подчеркнул глобальный директор по обзорам рынков компании Platt Хорхе Монтепек (Jorge Montepeque). Иран и Ирак также предприняли шаги для привлечения азиатских потребителей, изменив способ продажи своей сырой нефти. В настоящее время обе эти страны поставляют нефть по принципу «свободно на борту» (ФОБ). Это означает, что покупатель оплачивает стоимость доставки. По его мнению, сейчас они изучают вопрос о переходе на систему СИФ (CIF) – то есть берег, страховка и фрахт, при которой продавец оплачивает транспортные расходы до пункта назначения, а также страховку. Это, по мнению господина Монтепека, позволит им конкурировать с ВСТО.
Саудовская Аравия также удивила рынок в этом месяце тем, что она неожиданно понизила в марте официальную продажную цену на смесь сырой нефти Arab Light для своих потребителей в Азии. Некоторые трейдеры утверждают, что это было ответом на вызов со стороны ВСТО.
Продажи смеси ВСТО начались в декабре прошлого года после открытия нового российского трубопровода – любимого детища российского премьер-министра Владимира Путина. До этого почти вся российская нефть перекачивалась на запад.
По новому трубопроводу сырая нефть, добываемая такими компаниями как ОАО НК Роснефть, ТНК-BP, а также ОАО Сургутнефтегаз на новых месторождениях в Восточной Сибири, транспортируется в город Сковородино, расположенный недалеко от китайской границы, и затем по железной дороге перевозится до Козьмино – нового российского нефтеналивного экспортного терминала на берегу Тихого океана. Нитка трубопровода, ведущая к границе с Китаем, будет построена в этом году.
В настоящий момент пропускная способность трубопровода ВСТО составляет 600 000 баррелей нефти в день, и в ближайшие годы она будет увеличена до 1 миллиона баррелей в день. Это произойдет тогда, когда будет построен новый участок трубопровода до терминала Козьмино.
Хотя качество сорта ВСТО еще не было проверено в полном объеме, у этого товара уже есть немало покупателей в Японии и Южной Корее. К их числу относится и расположенная в Сеуле компания SK Energy Co., занимающаяся переработкой нефти. Танкер может доставить нефть из Козьмино на расположенные в северной части Азии нефтеперегонные предприятия за три дня, тогда как путь из Персидского завила занимает три недели.
Немаловажно и то обстоятельство, что некоторые партии российской нефти уже поставляются на американский рынок. Трейдеры говорят о том, что занимающаяся переработкой нефти американская компания Tesoro Corp., а также нефтяной гигант Exxon Mobil Corp. уже закупили нефть марки ВСТО. Компания Exxon отказалась от комментариев, и представители Tesoro в настоящий момент также не готовы это сделать.
Российское правительство призывает производителей к тому, чтобы они использовали ВСТО. В этих целях экспортная пошлина на сырую нефть из Восточной Сибири была отменена. Это позволило российской смеси стать более конкурентоспособной в ценовом отношении в сравнении с некоторыми марками ближневосточной нефти.
Однако некоторые российские официальные лица поставили под сомнение мудрость налоговых послаблений. Они утверждают, что подобная мера пробьет брешь в хрупком российском государственном бюджете, и поэтому налоговые льготы должны быть отменены.