Это была жутковатая шутка – назвать столицу Чечни, расположенную на Северном Кавказе, в честь Ивана Грозного – Грозный. Этот город до сих пор продолжает оставаться неспокойным местом, и без определенной охранной грамоты посещать его не рекомендуется. Когда я там был – и это было не так давно, - меня заверили в том, что никакой опасности якобы не существует, и все идет своим чередом. Однако тот факт, что через каждые пять метров там стояли люди в черном с автоматами Калашникова наперевес, опровергает все эти красивые слова. Правитель Чечни Рамзан Кадыров при помощи кнута удерживает контроль над республикой. Во всех благодарственных речах в адрес Путина просматривается намек на то, что без денежных вливаний местным молодым людям могут прийти в голову нехорошие мысли.
Новая мечеть – якобы крупнейшая в Европе и построенная на том месте, где раньше Ленин изображал из себя вождя народа – почти затмевает собой небольшую православную церковь. Дотации из Москвы, судя по всему, выполняют функцию платы за «защиту».
В соседних с Чечней республиках неспокойно, власть над территориями и людьми под вопросом. Назначенные Москвой чиновники и военные в Ингушетии и Дагестане опасаются за свою жизнь. Границы здесь – это царско-советское наследие, все это взятые из головы линии. Еще совсем недавно один из главарей повстанцев провозгласил себя будущим правителем Кавказа, целью которого было создание исламистского государства. Он созвал «меджлис аль-Шура», то есть совещательное собрание, и могущество Москвы не производило на него особого впечатления.
Однако Кремль хочет справиться с очередной волной насилия. Для президента Медведева, который не забывает о возвышении Путина при помощи чеченской войны, речь идет о будущем способе правления на юге России. Несколько недель назад он наделил властными полномочиями бизнесмена Александра Хлопонина, добившегося успеха в сибирском Красноярске. Но одновременно Москва укрепляет спецслужбы, действующие за гранью закона, и выстраивает таким образом «вертикаль власти» в южном направлении.
Русские пребывают в растерянности, и не только по причине террора – число зарегистрированных нападений в южных провинциях увеличилось со 124 в 2007 году до 460 в 2009, - но и вследствие демографических сдвигов в соотношении между этническими русскими и мусульманами. С тех пор как могущественный Советский Союз потерпел поражение в афганской войне, они не готовы беспрекословно подчиняться. Однако самый значительный террористический акт был совершен не в беспокойных провинциях на юге страны. В одну из ноябрьских ночей был подорван следовавший из Москвы в Петербург скоростной поезд «Невский Экспресс», в результате чего тогда погибли и получили ранения более 100 человек.
Политические указатели на Кавказе больше не направлены в сторону Москвы.