Двое партнеров Ираклия Аласания из «Альянса за Грузию» - «Новые правые» и Республиканская партия на текущий момент остаются в неопределенном положении в связи с решением Аласания достичь соглашения с другими оппозиционными группами по единому кандидату на пост мэра Тбилиси независимо от своих партнеров.
После неожиданного заявления Аласания о том, что его партия «Наша Грузия – Свободные демократы» намеревается независимо вести переговоры с другими оппозиционными группами с целью установления форм подбора единого кандидата, «Новые правые» и Республиканская партия попытались убедить своих сторонников, что этот шаг пока не означает, что «Альянс за Грузию» распадается ровно год спустя после своего создания.
«К сожалению, в первую годовщину (создания альянса) общество увидело какие-то определенные трещины в альянсе», - заявил лидер «Новых правых» Давид Гамкрелидзе. Хотя, он там же отметил, что разговоры о распаде альянса пока очень преждевременны.
Лидер Республиканской партии Давид Усупашвили заявил 22 февраля в эфире телекомпании «Кавкасиа», что члены «Альянса за Грузию» обладают определенными полномочиями независимых действий. Хотя существуют и границы этого, - отметил он.
«Ираклию Аласания от нас известно – от остальных трех субъектов (альянса), что если он окончательно решит участвовать в праймере, это будет выходом за пределы этих рамок, выходом за пределы его политического курса, и в этом случае мы можем говорить, что он покинул альянс по своей воле и под свою политическую ответственность. Сегодня этот момент не настал, и я убежден, что и сам Ираклий (Аласания) убедится очень скоро, что этот проект и эта версия неприемлема и неправильна», - заявил Усупашвили.
Идею проведения праймера (предварительных внутренних выборов среди оппозиции) выдвинули три партии: Консервативная партия, Партия народа и партия бывшего премьер-министра Зураба Ногаидели «Движение за справедливую Грузию».
В разговоре с телекомпанией «Маэстро» член Республиканской партии Давид Бердзенишвили четко указал, что «Новые правые» и республиканцы дождутся окончательного решения Ираклия Аласания. По его предположению, Аласания не сможет убедить другие оппозиционные группы в приемлемости его условий подбора единого кандидата, что его вынудит его окончательно остаться в альянсе.
Членом «Альянса за Грузию» является также и бывший народный защитник Грузии Созар Субари, который был выдвинут альянсом в качестве кандидата на должность председателя Сакребуло (муниципальное собрание) Тбилиси. Несмотря на то, что о возможности выдвижения кандидатуры Созара Субари на выборы мэра Тбилиси Бердзенишвили не акцентировал внимания, он все же намекнул, что этот вариант не исключается в том случае, если Аласания решит покинуть альянс.
Еще одним условием, которое выдвигают «Новые правые» и Республиканская партия, является отказ от сотрудничества любого типа с партией Зураба Ногаидели.
Несмотря на то, что в своем заявлении от 22 февраля Аласания отметил, что проведению праймера он предпочитает другие варианты подбора единого кандидата, все же он не делал каких-либо категорических заявлений против праймера. Однако он категорически исключил участие в таком процессе подбора единого кандидата, который будет финансироваться Зурабом Ногаидели. Согласно распространенным предположениям, проведение праймера будет финансировать Зураб Ногаидели.
Аласания заявил, что его предложение заключается в том, чтобы к подбору единого кандидата подключились бы представители общественности – он имел в виду не только неправительственный сектор, но и оппозиционно настроенных общественных деятелей из различных сфер.
Противоречия вокруг праймера внутри альянса существовали всегда. Первоначально «Новые правые» поддерживали идею проведения праймера, а Республиканцы сразу же выразили свои возражения против этой идеи. Аласания и его партия своего решения не оглашали. Но, к концу декабря прошлого года состоящий из трех партий альянс опубликовал совместное заявление, в котором они объявили, что отказываются от пути проведения праймера.
22 февраля Давид Гамкрелидзе признал, что «Новым правым» понадобилось определенное время на то, чтобы осознать те «угрозы, которые создает праймер». По его словам, это является ловушкой, которую власти ставят оппозиции. «Новые правые» и республиканцы заявляют, что в той обстановке, когда у оппозиционных партий нет зарегистрированных избирателей, будет очень просто, чтобы власти попытались манипулировать результатами праймера. В частности, путем вовлечения в праймер мобилизованных избирателей власти могут попытаться добиться победы самого слабого кандидата.
Лидер общественного движения «Защити Грузию» Леван Гачечиладзе считается одним из важных игроков, который способен повлиять на формирование окончательной конфигурации оппозиции перед местными выборами. Гачечиладзе в ходе выборов в 2008 году был президентским кандидатом от оппозиции и сумел получить большинство голосов избирателей в Тбилиси, но в конечном итоге, в масштабах страны президент Саакашвили одержал победу над ним. И хотя, после того его популярность упала, особенно после прошлогодних уличных акций протеста, Гачечиладзе вновь считается потенциальным кандидатом на должность мэра Тбилиси.
22 февраля Леван Гачечиладзе аналогично консерваторам, Партии народа и «Движению за справедливую Грузию», приветствовал инициативу Ираклия Аласания по выявлению единого кандидата в мэры от оппозиции, и заявил, что подключается к этому процессу. Хотя, он не говорил, намеревается ли сам баллотироваться в мэры, заявив, что это выяснится лишь в процессе консультаций.
В прессе появились предположения, что одним из возможных сценариев является предполагаемое отключение Ираклия Аласания из избирательного марафона в пользу кандидатуры Гачечиладзе. «Если Гачечиладзе решит участвовать, мы будем конкурентами», - заявил Аласания 22 февраля.
«Новые правые» и республиканцы заявили, что наилучшим сценарием будет, если Гачечиладзе поддержит кандидатуру Аласания. Лидер Республиканской партии Давид Усупашвили напомнил также и о заявлении Созара Субари в этом контексте. По его словам, Субари был готов отказаться от участия в выборах в Сакребуло, если это помогло бы оппозиции. Несмотря на то, что Усупашвили прямо не сказал, но это его заявление было намеком на то, что Созара Субари можно будет заменить Леваном Гачечиладзе.
В то время как этой группе оппозиционных партий предстоит сформироваться по окончательной конфигурации, на оппозиционном фронте существует несколько основных партий, которые объявляют бойкот местным выборам. Этими партиями являются: Лейбористская партия, Демократическое движение – Единая Грузия и Национальный форум.
Христианско-демократическая партия и ее кандидат на пост мэра Георгий Чантурия проводят независимую кампанию. Независимо от того, какой будет конфигурация на другой стороне оппозиционного фронта, Георгий Чантурия все равно будет баллотироваться на выборах мэра Тбилиси.
В условиях большого числа кандидатов на должность мэра шансы правящей партии еще больше увеличиваются, так как общие голоса оппозиции будут разделены. Победителем будет объявлен тот кандидат, который наберет больше голосов, но не менее 30%.