23 февраля в России – не только День защитника Отечества. В этот день в 1944 году по распоряжению Сталина началась массовая депортация чеченского и ингушского народа с Кавказа в отдалённые районы Казахстана и Киргизии. Переправляли людей в вагонах для скота, без удобств, без еды. В ходе операции под названием «Чечевица» было выселено более полумиллиона человек, тысячи из них погибли при переезде и на новых местах обитания. Запрет на возвращение на родину для чеченцев и ингушей был снят только в 1957 году. Шесть лет назад Европарламент признал депортацию чеченцев актом геноцида.
Во вторник 23 февраля в Париже перед российским посольством прошел митинг в память о жертвах сталинской депортации чеченцев и ингушей. О том, как проходило выселение чеченцев, о причинах и последствиях депортации мы поговорили с чеченским историком Маирбеком Вачагаевым.
"НЕУДОБНЫЙ" НАРОД
Екатерина Малыхина: Чем было вызвано решение о депортации чеченцев? Какие у советской власти на то были причины?
Маирбек Вачагаев: Это было не спонтанное решение, к этому советская власть шла долго. Выселение, которое произошло 23 февраля 1944 года, стало итогом многолетней подготовки, ответом на то, что чеченцы не признавали советскую власть начиная с 1917 года. Чеченцы всегда являлись одним из самых проблемных народов на Северном Кавказе. И все попытки установить советскую власть в Чеченской республики фактически закончились неудачей. В Чечне были восстания в 20-х, в 30-х годах. Вся интеллигенция была расстреляна, потому как не удалось ее переделать в советскую. Всю религиозную верхушку – а это десятки тысячи людей – расстреляли или сослали в Сибирь, чтобы лишить, так сказать, мозга, центрального аппарата управления. Потому что считали, что на чеченское общество можно влиять через исламское руководство. В Кремле не понимали, почему чеченцы не признают советскую власть? И конечно, период войны был самым удобным моментом, чтобы объявить о том, что чеченцы сотрудничали с немцами. Но вся историческая горькая шутка заключается в том, что немцы не были на территории Чечни, и чеченцы не могли сотрудничать с немецкой армией по одной лишь причине, что немцы остановились, не доходя до Чечни. Но на тот момент советский народ был подготовлен воспринять: если сотрудничают с немцами, значит, правильно их выселяют. Хотя было понятно, что ни о каком сотрудничестве не может быть и речи. Чеченцы видели немцев только в новостных хрониках, которые показывали в селах, когда разъезжали агитаторы.
"ДОРОГА СМЕРТИ" И ГЕНОЦИД ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА
- Как проходило само выселение? Я имею в виду на техническую сторону, а человеческий фактор? Что это значило для людей? Были ли какие-то эксцессы при депортации?
- Конечно, были. Не могло не быть. Ведь речь шла о выселении 365 тыс. чеченцев на этот период. За два месяца до выселения в каждый дом чеченца расселили солдат, которых вывезли с фронта. Как им объясняли, для того, чтобы они отдохнули. То есть даже сами солдаты не подозревали о том, что происходит. И только за неделю, некоторые солдаты из чувства симпатии к семьям, в которых они жили уже два месяца, предупреждали хозяев: «Вас будут выселять. Берите все, что вы можете». Но они даже не подозревали, что ничего нельзя будет брать с собой. Дело в том, что людям разрешили взять только еду и что-то из одежды. То есть речь шла якобы о двух сутках переезда. Людей согнали рано утром, но не для того, чтобы объявить о депортации, а якобы, потому что Сталин должен был выступить со специальным обращением к советскому народу. Их всех собрали на центральной площади. Мужчин и женщин разделили. При попытке сопротивления или побега мужа или жену того, кто не подчинялся, должны были расстреливать. То есть было оказано еще и психологическое давление. Поэтому выселение прошло без массового сопротивления.
Потом следует понимать, что на дворе было 23 февраля, это горы Чечни, высота 2-3 тыс.метров, людей мало… Армия не могла сопровождать чеченцев вниз к железной дороге. Один из пунктов приказа гласил, что в случае невозможности транспортировки местного населения следует физически его уничтожать. То есть расстреливать. И это было самым удобным вариантом для солдат. В этот день тысячи чеченцев были расстреляны. В селении Хайбах – это было признано и советскими, и российскими историками – были заживо сожжены порядка 800 с лишним человек. Среди них: мужчины, которые были больны, нетранспортабельны, беременные женщины, старики, которые не могли сами передвигаться. И просто сожгли. Целые ущелья были забиты трупами чеченцев, их сбрасывали туда, чтобы не возиться. Этот день был один из самых трагических.
Вместо объявленных двух дней чеченцы добирались практически месяц до мест расселения. За это время погибли еще тысячи и тысячи людей. Их просто выбрасывали из вагонов. Мертвых не разрешали хоронить. И что потом стало с их трупами - никто не знает. Эту дорогу из Грозного в Казахстан по сегодняшний день чеченцы называют «дорогой смерти». Люди гибли из-за голода и холода. Это были вагоны для скота. В них не было ни окон, ни туалетов, ни тепла. В каждом вагоне было около 45 человек. Еды не было, потому что люди сумели взять какие-то продукты всего на пару дней. На вторую неделю люди просто начали умирать с голода в дороге. В период адаптации на новом месте по официальным данным чеченцы потеряли 40-50% своего населения. Погиб почти каждый второй чеченец. К примеру, в моей семье у бабушки было 9 детей, которых она вывезла. Из них вернулось только трое. Погибли целые семьи, потому что они не смогли выжить в тех условиях, куда их привезли. Это была трагедия. 24 февраля 2004 года Европейский парламент официально признал, что выселение чеченцев в 1944 году было актом геноцида.
ДЕСЯТИЛЕТИЯ СОВЕТСКОГО УНИЖЕНИЯ
- Как проходил процесс реабилитации? И какая компенсация выплачивается сейчас чеченцам, подвергшимся депортации?
- Сумма компенсации оскорбительная. Большинство людей отказалось ее принять. Представьте себе, что люди потеряли своего отца, мать, сестру, брата или ребенка, а им российское правительство сейчас предлагает взять 10 тыс. рублей. Этой компенсацией они предлагают закрыть эту тему.
Реабилитация была болезненной. Запрет на возвращение чеченцев был снят не потому, что Хрущев проявил гуманность, а под нажимом международного сообщества. Чеченская диаспора за рубежом – в Иордании, Турции, в других арабских государствах – устраивала митинги и шествия. Люди стояли перед ООН сутками, чтобы показать, что есть такая трагедия, что есть выселенный народ. Именно из-за боязни, из-за нежелания все время крутиться вокруг этой темы, чеченцам было разрешено вернуться. И что получили чеченцы обратно? Они вернулись, а их дома были все заняты беженцами из центральной части России и Украины, которым отдали их жилье. И люди жили неделями, месяцами в ожидании того, что освободят их дом. И они жили не в доме, а у ворот, у забора, под дождем, под снегом, потому что им запрещалось даже заходить на территорию своего собственного дома.
В дальнейшие годы чеченцам пришлось все восстанавливать с нуля. В Чечне было запрещено говорить на чеченском языке в людных местах, в общественном транспорте. Если кто-то из русскоговорящего населения слышал чеченскую речь, то он имел право вызвать милицию и заявить, мол, вот этот бандит, националист говорит на тарабарском языке. То есть если человек говорил на чеченском, то получалось, что он националист и опасен для общества. В школах не преподавался чеченский язык. Поэтому не удивительно, что чеченцы сегодня хорошо говорят на русском языке, потому свой язык у них не было возможности учить.
В моральном плане чеченцы себя ощущали второсортными людьми. Потому что чеченец не мог занимать должность первого уровня. На этих должностях всегда должен был быть русский, армянин, еврей – кто угодно, но не чеченец.
- Какие были долгосрочные последствия этого решения выселить чеченский народ с Кавказа?
- В итоге в 1991 году чеченцы первыми провозгласили свою независимость и желание выйти из состава Российской Федерации. Это был итог именно той депортации. Люди не забыли депортацию и боялись ее повторения. Итогом этой депортации стали две войны и та ситуация, которая до сих пор существует на территории Чеченской Республики. Память о той депортации и по сей день живет в каждой чеченской семье и передается из уст в уста.