Командующий Силами обороны Эстонии генерал-лейтенант Антс Лаанеотс в своей речи на параде в честь годовщины ЭР назвал договор о коллективной безопасности НАТО «мечом» эстонской военной доктрины и подчеркнул значение невоенных угроз.
По словам Лаанеотса, в годы Освободительной войны солдаты столкнулись с новым родом войск, с авиацией, а в современном мире арсенал политиков и военачальников пополнили термины «кибератака», «информационная война», «операции влияния» и «стратегическая коммуникация».
Операции влияния и пропаганда, по словам Лаанеотса, нацелены на душевное обезоруживание, разобщение народа и нанесение ущерба экономике, и их надо воспринимать так же серьезно, как и обычное нападение.
«Сначала атакуют наш внешний имидж, пытаясь навесить ярлыки и создать образ, не соответствующий действительности. Примеры искать долго не надо. Изображение Эстонии как маленького, недееспособного и злого государства, зацикленного на прошлом, преследует классические цели операции влияния - посеять неразбериху, поставить под сомнение демократический строй, помешать управлению и вызвать у наших союзников недоверие к нам», - сказал Лаанеотс.
«Затем атакуют наш внутренний мир, наши устои, систему ценностей, волю быть самими собой и решать за себя. В итоге нас пытаются запугать, предлагая выдумки под видом серьезных вещей. Например, распространяемый так называемыми военными экспертами наивный слух о том, что одна дивизия врага может завоевать Эстонию за два часа», - продолжил командующий.
На личности Лаанеотс переходить не стал, и организаторов описанных им операций не назвал.
По словам Лаанеотса, это лишь «осколки стратегических сражений, которые идут в эфире и в наших головах».
Лаанеотс сказал, что в борьбе против операций влияния «нельзя надеяться только на мудрость хуторянина», а надо создать иммунную систему и «выстроить национальную психологическую защиту на широком и прочном фундаменте».
Лаанеотс также выразил удовлетворение в связи с тем, что вскоре во всех школах можно будет изучать в качестве предмета по выбору государственную оборону, а также назвал эстонскую культуру «последним рубежом обороны».