Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор СМИ Армении и Азербайджана (25.02)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Азербайджан не может позволить себе еще 15 лет ожидания. Отныне слово передается военным, и эта угроза становится все ближе.

СМИ Армении

 

Газета «168 жам» проанализировала развитие процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта в период правления трех президентов Армении. Согласно изданию, в бытность Левона Тер-Петросяна президентом были зафиксированы основные достижения в карабахском конфликте, однако все чаще повторяющееся словосочетание «взаимная уступка» на самом деле включало больше элементов уступок, необходимость чего Тер-Петросян объяснял в контексте безопасности армянского народа. Во время президентства Роберта Кочаряна процесс решения нагорно-карабахского конфликта быстро перерос в политику «замораживания». Этим путем власть в течение 10 лет сохранила сформированный «статус-кво», параллельно подняв уровень экономики на непревзойденный пока уровень. Что касается третьего президента, то согласно изданию, Серж Саргсян возвратил процесс из замороженного состояния в политику активного международного решения. Начался новый, инициативный этап дипломатии. При этом возможности ошибиться сегодня невелики, отмечает газета.

Обсуждаемая сегодня в США тема геноцида армян в Османской Турции вовсе не изменилась, считает директор Армянского центра стратегических и национальных исследований Ричард Киракосян, пишет газета «Азг». Причина этого, по его мнению, - Турция, именно ее фактор является «первичным» для «возникновения» резолюции, а не армянский. «Посему, я не думаю, что Конгресс в этом году примет резолюцию. Для меня, собственно, и не важно - примут США или Франция геноцид или нет, важнее, чтобы Турция приняла, а в этом плане Турция меняется очень медленно», - сказал Киракосян. А то, что внешние силы оказывают давление на Анкару, по мнению эксперта, нельзя однозначно принимать положительно, поскольку: «Турция отрицательно реагирует на эти давления. Если они будут продолжаться, Анкара может пойти по неверному пути, они могут разгневаться и стать еще более упрямыми. Сегодня нужно заметить, что внутренняя ситуация этой страны подвергается серьезным изменениям, они стоят перед выбором политического курса и направления, и каковой станет Турция, спустя некоторое время? Она может стать более опасной страной», - заключил Киракосян.

Интернет-газета Lragir.am рассматривает деятельность премьер-министров независимой Армении с точки зрения ситуации, в которой они работали, и предложенных ими политических реформ. В независимой Армении премьер-министров было 12. Причем, Грант Багратян и Роберт Кочарян пребывали на этой должности более одного раза: Багратян дважды, а Кочарян трижды - два раза он выполнял обязанности премьера, будучи президентом, когда место главы правительства оставалось вакантным. Первый премьер-министр Армении Вазген Манукян был назначен главой правительства сразу после развала Советского Союза. Тогда в стране властвовало двоевластие: шла политическая борьба между Вазгеном Манукяном и Левоном Тер-Петросяном. В итоге Левон Тер-Петросян одержал победу на президентских выборах, и Вазген Манукян подал в отставку и перешел в оппозицию. Вазген Манукян являлся персоной  политической и экономическую политику как таковую не проводил. Затем в истории премьерства наступил серый период - в лице Хосрова Арутюняна и Гагика Арутюняна, которых назначили на эту должность с учетом их коммунистического прошлого, дабы смягчить народное недовольство. Они также, по ряду объективных и субъективных причин, не проводили экономическую политику. Настоящие экономические реформы начались с назначением на должность премьера Гранта Багратяна. Мир вокруг интенсивно менялся, и необходимы были резкие, порой непопулярные шаги, и Багратян пошел на это. Для этого необходимы были как умения, так и смелость. Таким образом, Багратян проводил четкую политику экономических реформ, которые, несмотря на недовольства, по большому счету, удержали Армению от коллапса.

После президентских выборов 1996 года, во избежание обострения внутриполитической напряженности, Левон Тер-Петросян отправил Багратяна в отставку и назначил премьером посла Армении в Лондоне Армена Саркисяна. Он проработал очень недолго, причем, большую часть своего срока пролечился за рубежом. Об экономической политике Армена Саркисяна говорить не приходится. Затем премьером стал Роберт Кочарян. Первый год его премьерства также сложно оценить с экономической точки зрения, но нужно отметить, что ему удалось укротить чинимый военно-феодальными группировками произвол и в определенной степени скоординировать экономические механизмы. О позитивных сторонах его премьерства говорит и оппозиция. Вместе с тем, в стране начался процесс перераспределения собственности, что впоследствии привело к формированию олигархической системы. Став президентом, Кочарян назначил премьером Армена Дарбиняна. Правительство Дарбиняна можно назвать техническим - в тот период ничего существенного не произошло. Не считая ряда нашумевших шагов, он также не проводил экономическую политику. После парламентских выборов 1999 года премьер-министром стал Вазген Саркисян. У него также не было четко выработанной экономической политики. В бытность Саркисяна премьером была предпринята небезуспешная попытка реанимировать военную олигархию. Предпринимались шаги, нацеленные на перераспределение собственности, проводилась жесткая налоговая политика. После трагедии 27 октября 1999 года, для нейтрализации ситуации в стране, Кочарян назначил премьером брата Вазгена Саркисяна - Арама Саркисяна. И опять же об экономической политике говорить не приходится. Правительство как таковое было парализовано, внутриполитические интриги продолжались, и это привело к отставке премьера. Арама Саркисяна заменил Андраник Маркарян. Сроки его премьерства не превзойдены до сих пор. О политическом курсе Андраника Маркаряна говорить не имеет смысла. Он не раз говорил, что продолжает политику Багратяна.

Хотя на деле все обстояло иначе. Как было отмечено выше, в период премьерства Роберта Кочаряна закладывался фундамент нынешней олигархической политической и экономической систем. В бытность премьером Андраника Маркаряна этот процесс обрел целостность и кристальность: страну разделили на экономические и политические квоты и зоны влияния, стал действовать олигархический закон. Коалиционное правительство Андраника Маркаряна и его родная Республиканская партия стали лишь политическими вывесками реальной ситуации. После кончины Андраника Маркаряна премьером стал Серж Саркисян, премьерство которого служило одной цели - обеспечить ему победу на президентских выборах. Любой шаг правительства ставился на службу этой цели. И опять же мы имеем дело не с экономическими, а политическими целями. В настоящее время должность премьера занимает Тигран Саркисян. Его премьерство совпало с глобальным кризисом, поэтому очень сложно определить грань между объективными и субъективными причинами его ошибок и провалов. Но, как бы это ни звучало странно, Тигран Саркисян стал первым после Багратяна премьером, попытавшимся проводить определенную политику. Во всяком случае, в его речах просматриваются системные подходы. Фактически, получается, что 10 из 12 армянских премьеров по тем или иным причинам не проводили экономическую политику. Иными словами, этот институт не выполнял свою прямую обязанность и служил политическим или личным целям определенных лиц, перераспределению собственности и формированию экономических монополий. В последнее время все чаще стали говорить о возможной отставке Тиграна Саркисяна. Сейчас очень просто подвергать правительство шантажу: олигархи не платят налогов, тень и монополии твердо хранят свои позиции. Само правительство также находится под контролем олигополий. Остается пока внешняя подпитка, которая продолжается: мир, видимо, не утерял надежд, что в Армении, наконец, произойдут экономические реформы.

В Греции общенациональная забастовка. Греки недовольны антикризисной программой правительства, объявили забастовку и весь народ вышел на улицы. Греки настроены решительно, и заявили, что никуда не уйдут, пока правительство не пересмотрит свои решения. А уровень жизни у них намного выше, чем в Армении. И, тем не менее, граждане Армении не хотят протестовать даже против ненормального повышения цен на газ. Вернее – протестуют, но дома или в кафе, отмечает газета «Айк». Мы упорно не хотим понимать, что единственным путем прогресса является борьба, что за свои права надо бороться каждый день, каждую минуту. Почему-то армянам кажется, что Великобритания, Швеция, Норвегия или Испания всегда были демократическими и развитыми государствами. Англичане, греки, испанцы, итальянцы и французы достигли своего благополучия путем революций, забастовок, митингов и демонстраций. Работники рынков золотых изделий несколько дней подряд перепуганными приходят к Дому правительства, нерешительно заявляют о своих требованиях, а правоохранительные органы терроризируют их. Очевидно, что если бы работники рынков были бы решительнее, сплоченнее и смелее, то на них не давление бы оказывали, а пытались бы найти с ними общий язык. Слабых и трусливых никогда не уважали, и с ними не считались.

Офис второго президента Армении опроверг появившуюся в некоторых армянских изданиях информацию о том, что Роберт Кочарян в ходе недавнего визита в Москву провел телефонную беседу с премьер-министром России Владимиром Путиным. «Интерес к персоне Роберта Кочаряна не вызывает удивления. Однако слухи о его назначении на должность премьер-министра Армении, о телефонной беседе с Владимиром Путиным и о том, что в Москве он остановился у главы Союза армян России Ара Абрамяна, не соответствуют действительности», - сказал газете «Айоц ашхар» руководитель офиса Роберта Кочаряна Виктор Согомонян.

СМИ Азербайджана

Россия выступает за то, что бы Украиной руководил проукраинский президент - он будет думать об интересах своего государства, среди которых нормальные отношения с Россией, сказал глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью РИА Новости, радиостанции "Голос России" и телеканалу "Russia Today", пишет сайт Novosti.az. По мнению Лаврова, на Украине с приходом к власти Виктора Януковича появляется возможность консолидации украинского общества на основе своих национальных интересов. По словам российского министра, за последние пять лет на Украине это происходило не всегда. "Мы хотим, чтобы Украиной, как и любой другой страной, руководили проукраинские, соответствующие лидеры, когда это так, Украиной руководит проукраинский президент, он думает о коренных интересах своего государства. А если он о них думает, то нет сомнений, что он будет думать о нормальных, тесных отношениях с Российской Федерацией, как и с другими соседями Украины", - рассказал Лавров.

Армения может приостановить или прекратить ратификацию армяно-турецких протоколов, как и любой иной международный документ. Об этом сказал в парламенте министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в ходе представления законопроекта, предусматривающего выход страны из международного договора до его вступления в силу, пишет газета «525-ciqezet». С инициативой по прекращению или приостановлению международного договора может выступить президент, премьер, министр иностранных дел и соответствующие ведомства. Естественно, что в случае наличия подобной необходимости, Армения может предпринять соответствующие шаги, поскольку армяно-турецкие протоколы также являются международным договором", - сказал Налбандян.

 «Азербайджан  не может позволить себе еще 15 лет ожидания. Отныне слово передается военным, и эта угроза становится все ближе. Если страна-оккупант Армения не освободит наши земли, начало большой войны на Южном Кавказе неизбежно», - заявил сегодня министр обороны АР  Сафар Абиев на встрече с послом Французской Республики в Азербайджане Габриелем Келлером, пишет газета «Уч ногта». Стороны также обсудили двустороннее военное сотрудничество между Азербайджаном и Францией, и состояние карабахского урегулирования. Как отметил министр обороны, за 15 лет  дипломатам не удалось добиться весомого продвижения в мирном урегулировании проблемы.

США в последнее время ослабили внимание к Южному Кавказу. Именно к такому выводу пришли участники конференции «Южный Кавказ: безопасность, энергетика и интересы США», проведенной 23 февраля Центром стратегических и международных исследований, пишет газета «Каспий». На форуме была обсуждена обстановка на Южном Кавказе с точки зрения безопасности и энергетики, заслушаны выступления на тему неурегулированных конфликтов, столкновения региональных интересов и энергетической безопасности. Своим мнением с присутствующими поделились главный исследователь фонда Heritage Ариэль Коен, главный исследователь Джеймстаунского фонда Владимир Сокор, сотрудник Фонда Карнеги по международному миру Том де Ваал, представитель Азербайджанской дипломатической академии Фариз Исмаилзаде, генеральный консул Азербайджана в Лос-Анджелесе Элин Сулейманов и др.По мнению экспертов, Вашингтон к Южному Кавказу заметно охладел, однако его значение для внешней политики США осталось прежним. Таким образом, необходимо понять причины того, почему Белый дом позволил «укрепиться в обозначенном регионе третьим силам».